Главная Спектакли Рецензии ЕВГЕНИЯ ВИДМИДЕНКО. Послание потомкам
ЕВГЕНИЯ ВИДМИДЕНКО. Послание потомкам

В квартире-музее «Altes Haus» состоялся премьерный спектакль Литературного театра по пьесе немецкого драматурга Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца». Новый формат сценической площадки практически стер расстояние между актерами и зрителем, что создало особую атмосферу камерности и соучастия. Антураж «исторической квартиры», по сути, стал живой декорацией, на фоне которой разворачивалось действо драмы и оживала давно ушедшая эпоха.

Сюжет разворачивается вокруг конфликта Маттиаса Клаузена (актер – Владимир Васенькин), тайного коммерции советника, почетного гражданина небольшого немецкого города, владельца крупного книгоиздательства, истинного ценителя искусства, влюбленного в юную девицу Инкен (актриса Анастасия Яковлева), и его взрослых детей, напуганных возможной потерей наследства и организовавших травлю отца. Но это только на первый взгляд «семейная драма». Если вспомнить, пьеса была написана в 1931 году и первая постановка прошла в 1932 году берлинском «Немецком театре». Оставался год до прихода Гитлера к власти. Все большое отражается в малом. Так и семья Клаузенов – это своеобразная модель Германии, современной Гауптману. На мир высоких духовных ценностей наступала варварская сила, сметающая все на своем пути, уничтожающая человека как личность.

Маттиас Клаузен – одинокий интеллигент, но при этом сильная и цельная натура, «дух нации» и воплощение величия немецкой культуры, уничтожить которые призвана мощная «машина», прорисованная в портрете детей - Вольфганг, Беттина, Оттилия, Эгмонт (актеры – Леонид Зинин, Лариса Хлопецкая, Наталья Ефимова, Кирилл Коротков) с их идейным вдохновителем – зятем Кламротом (актер – Александр Костенко). Дети Клаузена – та самая филистерская среда, охваченная фашизацией с начала 20-х годов.

Отмечающий свое 70-летие Маттис Клаузен, обращаясь к своей возлюбленной спрашивает: «А ты знаешь, что такое 70 лет? Это бездна, куда и заглянуть-то страшно…». Страшно, потому что «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя». Помните известный афоризм философа Ф. Ницше, современника Гауптмана? Таких зашифрованных «посланий» в пьесе достаточно. Так, достаточно прозрачна символика самого названия пьесы в ее историческом контексте – Германия прошла путь от восхода солнца до его заката. Впереди – безумие войны, мрак, бездна.

Я бы сказала, что сама пьеса – это послание – предупреждение великого драматурга потомкам.

И в этом ключе выбор пьесы режиссером театра Альбертом Михайловым не случаен. Мы не имеем права быть слепыми, мы должны видеть и понимать - что происходит вокруг нас, что происходит с нами… Сегодня. Сейчас.

Несмотря на то, что основа сюжета – «семейная драма», пьеса «Перед заходом солнца», конечно же, о любви, которая тоже находится «на рубеже» рассвета и заката. Любви почти что старика и юной девы. Любовь – смысл человеческой жизни. И каждый человек в любом возрасте имеет право на любовь. Но всемогуща ли она? Хватит ли у нее сил противостоять среде, которая тебя не отпускает?

В уста своей юной героини Инкен Гауптман вкладывает слова: «Все, что не окрашено любовью, остается бесцветным». Истинно. «Любовь и голод правят миром», написал еще один гений немецкой литературы – И.Ф Шиллер. Инкен – «посол солнечного мира», яркого, окрашенного в радостные цветные краски, она мечтает смотреть на солнце, а не в мрачную бездну. Юная героиня – вера самого драматурга в силу любви, человеческий разум, совесть, гуманизм, культуру, «великий национальный дух».

Широкими мазками гениального художника Гауптман прорисовал все персонажи пьесы. Актеры Литературного театра, игравшие их, были очень убедительны в трактовке каждого образа, наполняя их своей индивидуальностью и характером. Кстати, режиссер очень точно подобрал актерский состав для этой пьесы. Думаю, многие, видевшие спектакль, согласятся со мной. Спектакль окончен. Аплодисменты стихли. Занавес закрыт. Страсти, бушевавшие на сцене улеглись… Но отчего на душе по-прежнему тревожно? Наверное, оттого, что человек остается человеком, жизнь которого, как сложный узор, сплетена из отношений с другими людьми.

Ежеминутно... Ежечасно… Ежедневно…Всю жизнь… Во все времена. И какими бы не были эти времена, хитросплетения судеб человеческих рождает картину мира, в котором живем мы, и будут жить наши потомки.

ФОТО Ярославы Побегайло.