Главная Отзывы о спектаклях и публикациях на сайте
Отзывы о спектаклях и публикациях на сайте
Отзывы о спектаклях и публикациях на сайте

 

Александр Дупленко 28.04.2023


«Отцы и Эти» Посмотреть комедию «Отцы и Эти» советую всем - и отцам, и этим. То есть, простите, детям. Во-первых, потому что большинству отцов было бы очень полезно вспомнить, как они сами были этими самыми детьми. А этим, то есть, простите, детям – потому что им рано или поздно придется встать по другую сторону баррикады и самим стать отцами. Поколение за поколением как волна за волной накатывают на берег жизни, дети становятся отцами, потом дедами, уходят во влажный песок под натиском новой волны, все изменяется, оставаясь неизменным… Как и Народный Литературный театр – каждый из спектаклей которого дарит радость открытия чего-то нового и в то же время позволяет воскресить в памяти самые дорогие воспоминания ушедших лет, в том числе и таких вот спектаклей с 30-летней историей.


Ах да, а что же во-вторых? Во-вторых, «Отцы и Эти» стоит посмотреть, потому что это просто смешно. Увлекательный сюжет, яркие краски сцены, яркие характеры персонажей, так и хочется повторить вслед за ними: «Жизнь удалась!». И я в очередной раз благодарю  мой любимый театр за замечательное представление.

 

Марина Солодовникова 10.04.2023

«За закрытыми дверями» Спектакль, прежде всего, поражает сложностью партитуры, которую нынче в театре (по крайней мере, в нашем городе) очень редко можно увидеть. При этом игра актеров предельно органична, и эти два качества очень сложно сочетать: в первом случае - сухая алгебра, расчет, а второе - дыхание жизни. Смотря спектакль, я вспоминала слова Юрия Любимова: "Чем условней форма спектакля, тем безусловней должно быть проживание актером своей роли". Алине Карповой, Ксении Новиковой и Эдуарду Бирюкову удалось соответствовать этому принципу. Когда Эдуард выходит к зрителю, его глаза почти не отражают свет, они тусклы и мертвы (как он это делает???).

Сложно поверить, что этот спектакль для Кирилла Короткова - дебютный. Я с нетерпением буду ждать его новых спектаклей.

Звуковое оформление, сценография, свет - все на хорошем уровне, особенно, если учесть, что сцены-то и нет, спектакль практически "квартитрный".

Знал ли оформитель про то, что 9-ый круг ада, каким его изображает Данте, это сплошной лед? Туда он помещает предателей, самые знаменитые из которых, это Брут, Кассий и Иуда. В общем, все в этом мире "закрючковано", а художник либо считывает, либо не считывает образы и смыслы. Кирилл и его команда считали.


Ирина Писаревская 10.04.2023

«За закрытыми дверями» В очередной раз порадовал и удивил Литературный театр. Как, не имея сцены, кулис и всего, что является неотъемлемой сценического искусства, Литтеатр создал прекрасное зрелищное действо?! Речь идёт о спектакле «За закрытыми дверями» по пьесе Жана-Поля Сартра, поставленного режиссёром-дебютантом К. Коротковым.

Поразило и то, как использовался репетиционный зал, в котором вынуждены играть актёры: всё обтянуто белой материей, зрители отделены друг от друга. Поразила и порадовала игра актёров. Эдуард Бирюков, Ксения Новикова, Алина Карпова смогли передать тот накал страстей, который заставляет зрителей смотреть спектакль в напряжении.

В качестве декораций использовалась крутящаяся конструкция, похожая и на карусель, и на колесо фортуны, которая добавляла динамику действию, давала возможность актёрам взаимодействовать между собой или передавать определённую эмоцию. За это благодарность художнику-конструктору Дмитрию Красюку.

Нельзя не отметить и музыкальное оформление спектакля. И хотя в программке имя композитора обозначено «Никогда будет», хочется надеяться, что и дальше что-то похожее всё-таки будет. Практически каждый сюжетный поворот, эмоциональный всплеск, подчёркивался музыкальной фразой, определёнными звуками, помогающими создать атмосферу спектакля.

И хотя сама тема спектакля довольна мрачная (ад, возмездие за грехи,  страдание грешников), как мне кажется, зрители получили огромное эстетическое удовольствие именно благодаря слаженной работе всех участников спектакля. Браво, Литературный!


Татьяна Никитина 08.04.2023

«За закрытыми дверями» Несколько дней хожу под впечатлением от режиссуры Кирилла Короткова и замечательной игры артистов Эдуарда Бирюкова, Алины Карповой и Ксении Новиковой, практически погрузившихся в трансовое состояние!​ ​ ​

​Спектакль "За закрытыми дверями" удался на славу! И музыкальное сопровождение, и хореография,​ и световые эффекты, и декорации -​ все​ получилось замечательно!

Спасибо всем причастным!

 

Наталья Мозжухина 05.04.2023

«За закрытыми дверями» Коротков! Коротков! Коротков!

Вечная тема поиска себя в себе – это экзистенциализм.

Строгое, но глубоко впечатляющее решение пластики – это импрессионизм.

Блестящая и ровная (чтобы не выделять никого) актёрская игра, чем не всегда блистал Литературный, - это почти профессионализм.

Ну, и завораживающее чувство стиля, заставляющее вспомнить спектакли Игоря Савостина и Марины Солодовниковой – это эстетизм без примеси пошлости.

Благодарна зрителям в задних рядах, кричавшим «браво!» и «молодцы!» (у меня не хватило куражу!)

Когда театр выселили на задворки, мне показалось, что будущее театра – в малых формах.

Как оказалось, не показалось.

Хочу верить, что у Литературного будет свой Ренессанс!

 

Ксения Борисова 25.02.2023

«Не уходи…» Мне очень понравилось!!! Браво! Браво! Браво!

 

Eduard Svyatskiy 20.02.2023

«Не уходи…» Чехов - Демиург! Он парит где-то в горних высях, взирает оттуда на людишек, видит их насквозь и никого не любит. Но ему их жалко. Они, ведь, хотят как лучше. А получается, как всегда. И... Чехов не пишет комедий. И не пишет драм. Он пишет жизнь, где все с серьезным видом несут такую чушь и делают такие глупости, что как не засмеяться? Сквозь горькие слезы. И гений мелодрамы Лариса Хлопецкая, ставя якобы комедию Чехова, все это почувствовала и вместе с совершенно потрясающим Сашей Костенко не стала комиковать, а совершенно серьезно переживать и чувствовать. Отчего и заходился зал в приступах смеха. Что может быть смешнее людей, воспринимающих себя серьезно? Добавьте сюда подростка, смотрящего нормальными тинейджерскими глазами, на этих вот, которым в гроб пора - для подростка всем, кому за 40, в гроб пора - а они тут, хи-хи, влюбляются, во дураки-то. И вот вам - прекрасный спектакль.


Maxim Piganov 17.02.2023

«Не уходи…» Молодцы! Посмотрел на одном дыхании! И актёрская игра очень профессиональная, и режиссёрская работа хороша! Саня и Лариса, Браво!


Людмила Лескова 17.03.2023

«Не уходи…» Браво! Спасибо за доставленное удовольствие!

 

Екатерина Третьякова 18.12.2022

«Я читаю стихи…» Здравствуйте! Я хочу выразить благодарность за программу "Я читаю стихи". Превосходное прочтение стихов Зуевой Апполинарии! Перед моими глазами встали и кёнигсбергские мосты, и трамвайчик, что много лет тому назад возил меня в музыкальную школу и лица тех людей, которые дарили свет нашему городу. Чудесные стихи, замечательная постановка. Спасибо


Эдуард Святский

«Без друзей меня чуть-чуть...» Нина Макарова отметила юбилей. Как отмечают юбилей нормальные люди? Вползают в кресло и, с трудом расточая улыбки, горбятся под гнетом собственных заслуг. Но Литтеатр - не нормальный театр. В нормальном театре актеры давно бы разбились на кланы, установили бы ранги и очереди на роли, сожрали бы пару десятков режиссеров и похоронили бы искусство под собственным величием. А в Литературном люди в возрасте прадедушек и прабабушек задорно отплясывают, да так, что собственные внуки завидуют; совмещают в одном спектакле трагикомедию с сатирой; гениальные актеры спокойно выходят в массовке или так, потанцевать, а то стул вынести. Нет, ненормальный театр! За что и любим!


Konstantin Resuew

«Без друзей меня чуть-чуть...» Спасибо за прекрасный вечер.  Поздравляем юбиляршу!  "Без друзей меня чуть-чуть..."


Ксения Раздобреева, журналист, театровед, завлит забайкальского драмтеатра  28.10.2022

«Я читаю стихи…» Как же здорово, когда в городе есть любительский театр – не студенческий и не школьный, а с актерами-взрослыми людьми, любящими искусство! В Калининграде это крепкий коллектив народного Литературного театра имени Альберта Михайлова, который открыл сегодня уже 50-й сезон.

Мое личное знакомство с творчеством литтеатра началось со спектакля «Я читаю стихи…» из целого цикла «Смотрите, кто пришел!»

Сегодня читали стихи калининградской поэтессы Аполлинарии Зуевой. Наполненные порой самыми неожиданными ассоциациями и метафорами, не лишенные юмора и непростые для чтения. Её тексты, кажется, ближе к музыке, чем к литературе – в нотах они находят поддержку ритма и рифмы, раскрываются, совпадая своей певучестью с мелодией, и оттого звучат трогательнее и проникновеннее. Так, несколько стихотворений посвящены музыкальным темам, а некоторые и вовсе стали теплыми песнями на музыку литтеатровцев (Ольги Корнейчук и Евгении Видмиденко).

Сама автор великолепно прочла «В тональности Леонарда Коэна: Dance me» под звуки необычного инструмента – бандонеона (музыкант – Андрей Степаненко)! Чудесное единение.

Артисты читали с вдохновением, отдачей и огромным желанием поделиться с собравшимися своими ощущениями этих строк. И особенно приятно, что делиться есть с кем – в зале собралось немало зрителей, заинтересованных, готовых слушать и услышавших каждый о своем – громкие аплодисменты на поклоне и цветы тому подтверждение.

*А я купила книгу стихов впервые за много лет.


Писаревская Ирина 28.05.2022.

«Осталась в каждом из нас...» Вечер, посвящённый памяти Тамары Львовны Вульфович смог собрать всех тех, для которых она имела большое значение в жизни. Этот вечер объединил людей разных поколений, собрал бывших однокурсников, дал возможность видеться с преподавателями университета. Но самое главное — на вечере

царила удивительная атмосфера. Музыка, поэзия, театр воспоминания о Тамаре Львовне, — всё это и дало ощущение единства и надежды в то время, когда разрушились многие связи, когда растерянность, подавленность, депрессия овладели нашими душами. Спасибо всем, кто принимал участие в вечере: артистам Литературного, музыкантам, работникам музея и зрителям.


Юлия Лукина  19.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

15 апреля 2022года для меня оказался очень символичным днем: я была приглашена на юбилейную программу народного Литературного театра им. А. С. Михайлова из цикла «Смотрите, кто пришел!», 15 апреля отмечался Международный День Культуры и 15 апреля моем у сыну Алексею исполнилось 35 лет. Ровно столько же лет я знаю Литературный театр. Шла я в предвкушении встречи с поэзией Аполлинарии Зуевой, её циклом «Я читаю стихи». Слушать её голос … А попала на театральное действо, на пиршество образов, слов, звуков, чувствований, на ворожбу. Стихи были прочитаны, пропеты, протанцованы и сыграны артистами Литературного народного театра. Получился прекрасный поэтический спектакль! А создатель, режиссёр этого поэтического спектакля – Эдуард Бирюков, парень, о котором заслуженный артист России А. А. Лукин сказал ещё в 2014 году (этот год был объявлен в России Годом Культуры): «Какой одаренный, талантливый, харизматичный парень в Литературном!». На этом поэтическом спектакле я испытала эстетическое наслаждение. Было вкусно, душевно, красиво. Спектакль не отпускает! Ни добавить, ни убавить – всё на своем месте.

Прекрасный финал. Удивительная лаконичная сценография Александра Смирнова! Прекрасная режиссёрская работа Эдуарда Бирюкова!

Спектакль получился цельным – час сорок на одном дыхании. Дуновение ветра! Глоток свежего воздуха!

Исполнителям, и возрастным, и молодым, и совсем еще юным, низкий поклон! Дали возможность насладиться поэзией. Сами купались в стихотворных строках, парили над сценой, не сознавая, что создают нечто завораживающее, неземное.

А в основе всего книга Аполлинарии Зуевой «Ангел Флейта Птица».

Когда б не ты, Аполлинария,

Кого б ценил в своем гербарии?

Ты не цветок ухоженного сада,

Ты поля дикого возлюбленное чадо

(А.С.Михайлов)

Браво! Литературный! Замечательное сотрудничество!

Ю.А.Лукина


Наталья Третьякова 19.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Великолепный спектакль поставил Эдуард Бирюков на основе стихов Аполлинарии Зуевой. Артисты очень вдохновенно передали атмосферу иронии, юмора и мудрости, которая царит в стихах этой поэтэссы. Хочется ещё и ещё раз окунуться в этот мир поэзии! В этот океан искренних чувств.


Евгения Артёменко и Ольга Михайлова  19.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Этого пятничного вечера мы ждали долго! Во-первых, потому что это был вечер поэзии Аполлинарии Зуевой, а её стихи нам очень нравятся своей динамичностью, душевностью и глубиной. Во-вторых, потому что нам хотелось  познакомиться с Литературным театром, о котором раньше только слышали, но попасть туда не имели возможности. Наконец, в-третьих, мы просто очень любим театры. И людей. И их творчество!

«Изначально я думала, что это будет сольный спектакль Аполлинарии Евгеньевны, но когда  узнала, что в нем задействованы и актёры из самого Литературного театра, я даже немного расстроилась... Я же шла смотреть и слушать поэтессу! Но стоило им только спектаклю начаться, так эти мысли покинули мою голову и на их место пришли другие. Я была невероятно удивлена происходящем на сцене», – делится впечатлениями студентка Калининградского бизнес-колледжа Артеменко Евгения.

В тот вечер полностью забитый зал не только слушал стихотворения в исполнении актёров Литературного театра, но и видел их. И для нас это было необыкновенно!

«Я очень удивилась тому, что люди без профессионального актёрского образования могут ТАК раскрываться на сцене. Мне даже показалось, что некоторым современным артистам есть чему поучиться у актеров, задействованных в этом спектакле!», –говорит студентка Калининградского

бизнес-колледжа Михайлова Ольга.

Стихи звучали, стихи танцевали, стихи пели, стихи жили, стихи дышали. По нам бегали мурашки стаями. После каждого выступления артистов и самой поэтессы хотелось дарить бесконечные аплодисменты. Полтора часа спектакля поглотили и перенесли нас в очень интересный, нетипичный мир сотворчества поэтессы и актёров.

Студенты Калининградского Бизнес-колледжа Евгения Артёменко и Ольга Михайлова.


Светлана Грибовская  19.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Дорогие друзья, от всей души поздравляю вас с премьерой замечательного нового спектакля. Горда тому, что, несмотря на все сложности, театр работает и продолжает реализовывать свои творческие замыслы, привлекает ворческий  потенциал нашего региона. Спасибо за замечательный тандем с талантливейшей поэтессой Аполлинарией Зуевой! Спектакль воспринимается на одном дыхании! Ещё раз благодарю всех участников проекта за доставленные минуты радости, счастья и гордости за то, что в нашем городе ещё существует профессиональное театральное сообщество. Благодарю вас за преданность профессии и искусству! Светлана Грибовская.


Наталья Садина  18.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Cейчас люди очень мало улыбаются. А на спектакле Литературного театра по стихам Аполлинарии Зуевой (Линочки) мы постоянно ловили себя на том,  что улыбка не сходит с наших лиц. Спектакль - такой яркий лучик в нашей непростой жизни. Стихи и игра актеров театра настолько органично переплелись, что, казалось, зрители живут внутри этого действа, переживают каждую строчечку стихов, эмоции зашкаливают. Музыка помогает и увлекает за собой. Огромная благодарность режиссеру за выбор материала, за чуткое отношение к стихам. Такой спектакль должно увидеть как можно больше зрителей. Это красота, доброта, теплота. Спасибо актерам театра и автору стихов. Прекрасно.


Татьяна Слещенкова   17.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

15 апреля. Вечер. Уютный зал  и много- много светящихся лиц! Светящихся от радости встречи, от радости ожидания, от тепла и приветливости...от человечности. Это такая роскошь в наши дни... но! Был день особый! Точнее вечер! Наполненный светом от слова, музыки и сердец! Слова струились маленьким лесным ручьём, превращаясь в неиссякаемый бурлящий  поток , сплетались с музыкой и вырывались ввысь увлекая за собой!!!  Все это подарили актеры литературного театра и необыкновенные творения - стихи, истории Аполлинарии Зуевой!!! Понимаю, что в любом времени- они звучащие! Из уст в уста летящие. Воспаряющие над бытом и поднимающие нас, слушающих, на уровень небожителей! Какое- то неисправимое чувство легкости и ...не описать словом то чувство, которое возникает во мне при воспоминании о вечере...трепетности! ...вот! Нашлось само... как это здорово, что мы видели эти стихи!  И такая дружная семья театра... как жаль, что руки не вырастают - не вытягиваются... хотелось всех всех  обнять сразу .... спасибо за подаренные чувства! Спасибо за открытие новых миров! Спасибо за атмосферу и талант!!!  БРАВО!


Нина Петровна 17.04.2022

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Аполиннария Евгеньевна, доброе утро, это был редчайший вечер по своей искренности и смысловой наполненности, Счастье, которое силы даёт и веру, что не зря живём!

Пусть всегда так будет: у меня есть ВСЕ

Нина Петровна Перетяка, заслуженный работник культуры РФ, председатель Калининградского регионального общественного фонда культуры.


Елена Зеброва  16.04.22

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Большое спасибо за приглашение на спектакль «Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА Литературного театра. Ваша поэзия в исполнении актёров театра прозвучала свежо и современно. Особое  спасибо руководителю коллектива Э.Бирюкову за бережное отношение к стихам, актёрам и к Вам и Вашей поэзии! Несмотря на тесноту в зале, мы прониклись духом поэзии! Хотелось бы пожелать Литературному театру больших творческих успехов, большой сцены и ещё больше благодарных зрителей! С уважением Зебровы


Татьяна Ермакова 16.04.22

«Смотрите, кто пришёл!» Аполлинария ЗУЕВА

Всем, кто любит стихи, невозможно остаться равнодушным к поэтическому творчеству Аполлинарии Зуевой, столь глубокому и многогранному, что трудно говорить о нём простыми словами. Его можно только чувствовать. Сердцем. И неизменно удивляться, что ТАК ещё не говорил никто – о том, что сегодня, в 21-ом веке, волнует всех. С поэзией человек обычно встречается наедине. Но чтобы уникальную вязь поэтических образов, созданных словом, голосом, музыкой стиха, представить зримо, воплотить в образах сценических - для этого нужны и смелость, и любовь к поэзии, и талант. Режиссёра. И когда я получила приглашение на премьеру спектакля Литературного театра, поставленного по стихам Аполлинарии Зуевой, то невольно вспомнила об одном из самых ярких впечатлений студенческой юности: знаменитом спектакле «Зримая песня», который поставил со своими учениками легендарный Г.А.Товстоногов. Но там – известные всем песни разных авторов, а здесь – избранные стихи одного поэта. И чтобы поэзия – так вдохновила, раскрыла актёрское мастерство, сплотила, влюбила в себя каждого участника этого действа; чтобы каждое из многочисленных стихотворений стало страницей жизни - не только автора, но и каждого из нас - и зрителей, и актёров! Бузина, дрозд, сад, дом, мама, дети, гармония двух сердец — все эти простые (и не простые), но всем понятные реалии каждой жизни обретают в поэзии Аполлинарии Зуевой загадочно-неповторимый, высокий поэтический смысл, а в сценических образах усиливаются яркими изобразительными возможностями: пластикой, красотой одухотворённых лиц, эмоциональной выразительностью живых голосов, глубоко взволнованных поэтическим словом». Поистине происходит чудо, когда язык одного искусства – ясен, понятен и близок другому искусству – через единство нравственных позиций талантливых людей. Которых до боли в сердце беспокоит судьба калининградских аллей и природы планеты Земля, любимого Литературного театра и всей нашей великой культуры, мирное будущее для наших детей и незыблемое торжество понятий «добра» и «зла» в этом мире. Нет, в поэзии

Аполлинарии Зуевой не звучат «избитые», тривиальные слова о проблемах сегодняшней жизни. В ней звучит голос сердца – через красоту мира. Через – Веру, Надежду и Любовь. В этой поэзии – истоки мировой культуры и личный жизненный опыт, искренность и мудрость мировоззрения, уникальность таланта и праведность судьбы. И потому, что настоящее искусство встретилось с настоящим искусством – в таком едином волнении и восхищении аплодировали зрители: режиссёру, актерам, музыкантам. И конечно, Поэту, стихи которого на сцене Литературного театра как будто обрели второе рождение. Как не просто – создать спектакль, когда нет пока настоящей сцены, занавеса и декораций – всё полу-условное, приспособленное, предельно-простое, но – в этом-то и проявляется истинный дар режиссёра и творческая сила коллектива, преданного искусству. И потому так единодушно и искренне, неоднократно звучало «Браво» создателям этого спектакля, и потому театр остаётся – вот уже 49 лет– единственным, неповторимым, любимым и «непотопляемым» театральным ораблём земли калининградской.

Татьяна Ермакова, филолог, радиожурналист, заслуженный работник культуры РФ


Дмитрий Сотников 21.05.2021

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Литературный театр завершил сезон 2020/21 годов программой, основанной на стихах Альберта Сергеевича Михайлова, вошедших в его последний сборник.

Постановка поэтического вечера – не такая простая задача для режиссёра. Такой формат таит в себе угрозу оказаться скучным, когда актёр выходит на сцену, читает, отрабатывает свой номер и уходит за кулисы. Автору сценария и режиссёру удалось удачно уйти от этого. Александр Смирнов искусно украсил спектакль музыкой и включил в него сложные номера, такие как «Песня о первом калининградском трамвае» на музыку Евгении Видмиденко, открывающую вечер, и финальный «Прогулка по городу в 1958 году», для которой Леонид Зинин нашёл прямо-таки хардроковые риффы. А «На перепутье трёх дорог», номер, поставленный Ниной Макаровой, можно назвать настоящей вокально-музыкально-хореографической сюитой.

Стихи Альберта Михайлова – не просто досуг гения, как можно было бы подумать. Часто мрачные, всегда ироничные, с парадоксальными метафорами и неожиданными поворотами сюжета, написанные с тонким чувством природы и огромной любовью к нашим краям, они часто говорят о личности мастера больше, чем его театральные работы. Поэтому это было прекрасной идеей – закончить сезон такой постановкой, почтив тем самым память создателя ЛТ.


Eduard Svyatskiy 21.05.2021

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Не поставить такой спектакль было бы преступление, не посмотреть его - наказание. Все молодцы, Смирнов особенно.


Ирина Писаревская 29.05.21

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Дорогие друзья, спасибо за прекрасный спектакль. Удивительно, что, зная стихи А. С. Михайлова, я тем не менее была приятно удивлена тем, как по-новому они на сцене. Режиссёры и актёры нашли верную интонацию стихов и прекрасно исполнили их. Очень понравились все музыкальные номера, которые прекрасно передали настроение автора зрителям, сидящим в зале. Особенно яркое впечатление оставил музыкальный номер Нины Макаровой «На перепутье трёх дорог». Здесь всё: и вокал, и пластика, и костюмы – заслуживаю самой высокой похвалы. Вообще весь спектакль воспринимается как единое целое, когда один номер перетекает в другой. И это при том, что сценическое пространство имеет очень ограниченные возможности. В этом заслуга автора сценария и режиссёра-постановщика Александра Смирнова.

Вообще чувствуется, что весь коллектив, пережив утрату или продолжая её переживать, сплотился и поднялся на новую высоту, отдавая дань памяти и благодарности руководителю театра Альберту Сергеевичу Михайлову.


Михаил Ермаков

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Хороший получился вечер! Светлый и теплый, хоть и по-Михайловски грустный и чуток колючий! Отдельное спасибо за дебютантов, включая Максима Максимыча!


Ludmila Polina-Stern 29.05.21

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Пронзительная поэзия! Душой написана. Душой прочитана. Спасибо, ребята


Алена Михайлова 29.05.21

«...актёры Литературного театра читают стихи Альберта Сергеевича Михайлова»

Спасибо огромное за то, что стихи Альберта Сергеевича Михайлова зазвучали по-особенному!


Ирина Писаревская 27.02.2021

«Звонок по России, или слова, слова, слова»

Спектакль «Звонок по России, Или слова, слова, слова…», поставленный Литературным театром в отсутствии сцены, во время самоизоляции и при других отягчающих обстоятельствах, состоялся и состоялся с успехом. Когда-то руководитель театра Альберт Сергеевич Михайлов говорил, что время творческого существования любительского театра 7 – 9 лет. Однако ЛТ опроверг это утверждение. И выдал очередной спектакль в условиях, приближённых к боевым.

Сама тема спектакля и пьесы Юлии Ионушайте об особенностях нашего времени (и не только), когда слов много, но смысла в них нет, когда человек чувствует себя одиноким в окружении других и ищет любую возможность общения с близкими. Тема невесёлая, но разыграна, как всегда в ЛТ, легко и иронично. Атмосфера спектакля создаётся прежде всего игрой актёров. Хочется особенно отметить Ольгу Смирнову - исполнительницу главной роли пенсионерки Веры Антоновны Селивестровой. Её героиня и трогательна, и смешна, и обаятельна, и главное, близка и понятная зрителю, пришедшему на спектакль. Хороши и убедительны родственники и соседи Веры Антоновны, создающие только видимость общения с главной героиней (актёры Наталья Ефимова, Кирилл Костенко, Людмила Юдина), участковый Нификов, замученный общественной активностью Веры Антоновны (актёр Дмитрий Красюк). Очень узнаваемы своей циничностью и равнодушием к людям радиожурналисты (актёры Александр Костенко, Алина Карпова и Павел Веревка).  В результате единственными собеседниками пенсионерки являются актёр местного театра Семёнов в роли Гамлета, явившийся ей во сне (актёр Владимир Васенькин) и попугай (актёр К. Коротков), подаренный Вере Антоновне президентом.

Небольшое пространство зала, где происходит действие пьесы, создаёт почти семейную обстановку: стол, этажерка с книгами и портретом вымышленного мужа Веры Антоновны, в качестве которого использована фотография молодого руководителя и режиссёра театра Альберта Михайлова. Всё это быстро трансформируется «рабочими сцены, рождёнными для подиума» (актрисы Лариса Хлопецкая, Ксения. Новикова и Оксана Михайлова) и превращается в кабинет участкового с висящим на стене стендом «Розыск», на котором зрители видят дружеские шаржи хорошо знакомых им актёров ЛТ, нарисованные актёром и художником Литературного Евгением Полиным. И такая перестановка происходит несколько раз, пока в финале в квартире Веры Антоновны не появляются все участники данного действа и начинают зажигать под весёлую музыку.

В итоге – бурные и несмолкающие аплодисменты. Браво ЛТ!


Дмитрий Сотников  24.02.2021

«Звонок по России, или слова, слова, слова»

Новый спектакль Литературного театра поставлен по произведению Юлии Ионушайте, завлита Театра на Спасской (Кировского государственного театра юного зрителя). Действуя в своей излюбленной манере, художественный руководитель ЛТ Альберт Михайлов переставил акценты,  поменял местами некоторые сцены и добавил свои эпизоды и реплики на злобу дня. И вот, voilà , текст заиграл новыми гранями и приобрёл законченный вид.

«Звонок», как и указано в подзаголовке, невесёлая комедия. Это, может быть, даже грустный фарс, как об официозной лжи, так и непреднамеренном обмане ради того, чтобы быть кому-то нужным, о цинизме одних и доверчивости других. Но Михайлов, как опытный постановщик, отлично знает, что публику нельзя долго грузить негативом, он умеет сделать так, чтобы зритель, только что готовый разрыдаться, через несколько секунд покатывался со смеху.

Поскольку спектакль камерный, а действующих лиц немного, было прекрасно видно, что актёры Литературного сделали всё, чтобы воплотить режиссёрские идеи на сцене. Это и безупречное попадание в образ Ольги Смирновой и Людмилы Юдиной, экспрессия Натальи Ефимовой, лаконичность Дмитрия Красюка, интеллигентность Владимира Васенькина. И замечательные актёрские работы Александра Костенко, сыгравшего настоящего «акулу пера», Кирилла Короткова, исполнившего небольшую, но важную для замысла роль Попугая, Кирилла Костенко, никто не смог бы так убедительно сыграть тинейджера. И отточенное сценическое движение Алины Карповой, и стильный Павел Верёвка. И, как вишенка на торте, рождённые для подиума Лариса Хлопецкая, Ксения Новикова и Оксана Михайлова.

Завершая, я надеюсь, вынужденный непростой период интернет-программ, Литературный, к радости поклонников,  возвращается на сцену, туда, где и положено быть театру. И ещё как возвращается, «Звонок по России», на мой взгляд, - одна из самых удачных постановок последних лет.


Елена Кайданова 24.02.2021

«Звонок по России, или слова, слова, слова»

Третий день думаю о спектакле «Звонок по России, или Слова, слова, слова…». Очередная радость встречи с малознакомой, неизжеванной всеми театрами литературой.

Тема, прямо скажем, не из веселеньких. Но при этом, подана с такой мягкой иронией и легкой грустью одновременно.

Очень порадовалась тому, что, наконец, Ольга Смирнова получила достойную роль. И очень достойно воплотила образ чудаковатой, милой, пожилой женщины. Милой она предстала перед зрителями, на мой взгляд, благодаря трактовке Ольги. Думаю, другая актриса могла подчеркнуть в этом образе совсем другие черты: старческую неадекватность, скандальность, дикие фантазии и много ещё чего. А Ольга сумела подчеркнуть в героине трогательную незащищенность, щемящее одиночество.

Благодаря замечательной, легкой, динамичной игре остальных актеров, изобретательной сценографии, бутафории, незамысловатым костюмам, и всему тому, что делает театр театром, спектакль получился таким, что его хочется вспоминать и думать о нем.

Литературный потерял свой намоленный, несколькими поколениями строившийся, обживаемый и любимый дом на Ленинском проспекте.  Но Литературный театр продолжает «всем смертям назло» жить и в закутке, куда его безжалостно запихнули много обещавшие и ни черта не сделавшие чиновники «от культуры».


Галина Боинчану 21.02.2020

«Звонок по России, или слова, слова, слова»

Литературный театр - явление культурной жизни и истории культуры нашего города... И это бесспорно

Литературный театр представил премьеру нового спектакля по пьесе Юлии Ионушайте «Звонок по России, или слова, слова,слова». Восемь смешных эпизодов одной невесёлой комедии - так указано в программе, сделанной в лучших традициях handmade. Да и в целом ощущение тёплого, домашнего, с флёром детства и юности не покидает меня в этом театре. Спасибо тебе, Литературный!

И особенно рада, что купила сборник стихов Альберта Михайлова «Напоследок. Записки хуторянина», вышедший тиражом 200 экземпляров. Здоровья вам, Альберт Сергеевич! Спасибо за театр!


Андрей 02.02.2020.

«Гувернёр»

Один герой - гувернер, не может остановится в части женского пола и поэтому наносит себе увечье. А Второй, богатый воздыхатель, отдыхает-путешествует а потом принимает свою возлюбленную с чужим ребенком...сюжет мне показался наивным, как собственно и сама пьеса Ленца...Только актеры и режиссер Литературного смогли расскрасить эту литературу яркими красками.


Михаил из Королёва 04.02.20

«Гувернёр»

Очень понравилось! Живо, иронично, трепетно и одновременно очень профессионально! Это спектакль можно и нужно возить с гастролями по другим интерьерным музеям квартирам, как на Большой Земле (в Центральной России), так и к соседям в Литву, Польшу и Беларусь!



Михаил из Королёва 30.11.2019

«Перед заходом солнца»

Жалко, что так мало зрителей посмотрело эту блестящую постановку!((


Эдуард Святский 07.11.2019

«Чуть-чуть смешно, но чаще грустно...»

Чем еще силен Михайлов, так это вторыми и третьими смыслами. Поставить спектакль о российской власти и состоянии культуры к хэллоуину - это круто!


Елена Кайданова 31.10.2019

«Чуть-чуть смешно, но чаще грустно...»

Семейные обстоятельства складываются так, что в последние годы не все спектакли Литтеатра мне удаётся посмотреть. Но 30 октября – удалось! Второй день пребываю в отличном настроении, вспоминая увиденное.

Атмосфера в зале была чудесная. И хотя название спектакля "Чуть-чуть смешно, но чаще грустно", по-моему, чаще балом правил юмор, основанный на хорошем литературном материале (Литературный театр!).  С каким удивительным настроением играли старые, опытные, заслуженные, мои любимые актёры, не покидающие театр с 70-80-х годов (страшно сказать) прошлого века!  Да и молодёжь не разочаровала. Трудно определить, кто кого больше заряжал: актёры зрителей или зрители актёров…

Ещё раз порадовалась, что, несмотря на утрату старого места обитания, театр сохранил своего зрителя, готового мириться со всеми неудобствами, связанными с потерей прекрасной сцены и удобными креслами в зрительном зале.

Спасибо, Литературный!


Октябрина Васильевна Кузовлева 29.10.2019

«Чуть-чуть смешно, но чаще грустно...»

После просмотра очередного спектакля в литературном театре, не перестаю удивляться огромному духовному потенциалу Альберта Сергеевича Михайлова - руководителя и режиссёра этого театра. Удивляешься насколько тонко и изящно представлен юмор во всех спектаклях. Прекрасное музыкальное сопровождение и блистательная игра актеров вызывает восхищение у зрителя. Каждый раз не иду, а мчусь на премьеру в театр - по истине народный. Вот уже 46 лет этот театр радует зрителей. Желаю творческих успехов и доброго здоровья всем актерам. Последний спектакль 28.10.2019  "Чуть-чуть смешно, но чаще грустно" замечательный - даёт пищу для ума, как и все спектакли. Так держать!

С уважением и восторгом, Октябрина Васильевна Кузовлева


Дмитрий Сотников 12.02.2018

«Первые встречи, последние встречи»

Иногда случается побывать на театральных постановках, время жизни впечатлений от которых ограничивается временем, затраченным на путь от места в зрительном зале до гардероба. Чаще бывает, что впечатление от спектакля живёт несколько дней или недель. Редко – впечатления остаются на всю жизнь.

Новый спектакль Литературного театра «Первые встречи, последние встречи», без сомнений, к первой категории не относится. Непроста сама концепция постановки  – объединить  в одном спектакле совершенно разнородные произведения И.С. Тургенева, поставленные к тому же разными режиссёрами, как уже опытными, так и только пробующими себя в этой сфере. И с этим труппа Литературного справилась, как обычно, с блеском. Части спектакля оказались органично объединены в единое целое благодаря прекрасной актёрской работе Владимира Васенькина в роли Ивана Тургенева и ариям и романсам в исполнении Оксаны Жигулиной, которое вообще выше всяких похвал.

Хочется отметить, что радует не только игра «старой гвардии» ЛТ, к которой я отношу Леонида Полина, Нину Макарову, Леонида Зинина, Эдуарда Бирюкова, Юрия Дюндика, Александра Смирнова и других. Их талант давно не вызывает сомнений. Особенно радует то, что уровень актёрского мастерства молодых исполнителей, таких, как Кирилл Коротков, Иван Юшков, Юлия Марейчева, растёт от постановки к постановке.

Литературный театр очередной раз доказал, что ему по плечу практически любые сценические задачи. И благодарный зритель ждёт от него новых замечательных работ.


Галина Чубарь 02.02.2018

«Первые встречи, последние встречи»

Благодарю вас за безупречный концерт-оперу "Первые встречи, последние встречи". Очень понравился "Бежин луг", особенно Оксана Михайлова в роли Барышни. Долгих лет жизни. Так же отдельная благодарность Альберу Михайлову, солнцу Литературного театра. Крайне хорошо, что такой опытный человек стоит у руля Театра.


Эдуард 26.04.2017

«Литовские клавиры»

Все-таки Михайлов гениален. И гениален именно ясностью мысли, умением из кусочков, осколков, мозаики создать цельную, ясную, беспристрастную и безжалостную картину нашего мира. И - чудо, что в театре сейчас есть такой актер, как Владимир Васенькин, столь естественный, что забываешь, что это актер, что на сцене, что в роли...


Дмитрий Сотников 24.04.2017

«Иммануил Кант между прошлым и будущим»

Литературный театр редко обманывает мои ожидания, и новый спектакль "Иммануил Кант между прошлым и будущим" можно смело назвать очередным творческим успехом. В постановке присутствует всё, чем славится ЛТ как в Калининграде, так и далеко за его пределами: острая сатира, вокальные и танцевальные номера, сценография, мастерски выполненные костюмы, веселье, смешанное с грустью.

Прекрасна игра как звёзд ЛТ - Евгения Полина, Эдуарда Бирюкова, Леонида Зинина, Нины Макаровой, Андрея Игнатюка. Но ещё больший оптимизм внушают молодые актёры - Юлия Марейчева, Иван Юшков, Алина Белянина. А выверенный и лаконичный Кирилл Коротков в роли Канта!

Огромное спасибо Альберту Михайлову и всему ЛТ за "полтора часа удовольствия для тех, кто не слыхал слова "агностицизм".


Наталья 04.04.2017

«Иммануил Кант между прошлым и будущим»

Неожиданно порадовал Литературный. Давно не смеялась так непрерывно и от души.

Конечно же злободневность на базе классики - это конёк Альберта Михайлова.

Отрадно было видеть новых артистов, не уступающих ветеранам родного театра.Убедителен был сам Иммануил, трогателен до слёз юный губернатор, местами хорош был мелькающий с пулемётной частотой человек-оркестр Андрей И. Очень рада была за Зинина, благодаря Канту вернувшему свою шевелюру. Клио была, как могла, достоверной. И, наконец, в ЛТ появился вокал. Правда мне он показался не из той оперы, но девочки старались.

Про пластические номера. Во-первых, что характерно, новые. А во-вторых, гениальные, как всегда, идеи Мастера, не были задушены! Почти по Чехову одежда была в гармонии с мыслями. В общем, ещё раз спасибо!

В общем, спасибо Канту, Михайлову и Ольге Смирновой, которая посадила меня на первый ряд.


Владимир 01.04.2013

«Модная лавка» Ивана Андреевича Крылова, написанная в 1806 г. - удачная находка для первоапрельской постановки в 2013 году!

Потому что культурно-мещанское пространство и сегодня  – это сплошной шоппинг в связке с ребрендингом и контрабандингом.

Любая смысловая параллель тут же резонирует – будь то стремление неразборчивых купчих одеваться, как графини, княгини и флейлины, или засилие «французских модных лавок», в которых продаются (китайские) дешевые товары, тема таможни и т.д., и т.п.

Однако, сегодняшний смысл текста пьесы, местами остроумно переписанной А. С. Михайловым, вставившим точные и острые реплики в уста персонажей, не нашел поддержки в сценографическом и пластическом решении спектакля.

Персонажи разодеты в костюмы 18-го века, говорят архаичным языком водевиля 18-го века, держат себя, как актеры крепостного театра 18 века, произносят реплики в зал – как когда-то незабвенные актеры незабвенной «Графини Эливиры».

Где же век 21-й? Где день сегодняшний? Где то, ради чего?

Его, по замыслу, должны были представить прелестные танцовщицы Театра моды, которым руководит кумир молодежи 80-х Юрий Малиновский.

Но мы увидели лишь роскошные костюмы в ретроспективе и в стилистике мюзик-холла.

Справедливости ради, заметим, что предыдущая совместная постановка ЛТ и ТМ под названием «Штаны» была более изобретательной, хотя сама пьеса была менее актуальной.

Но пресловутая/ое/ый ностальжи нивелирует понятия «лучше-хуже», оставляят только «дальше и дальше».

Иногда наступало и дежавю – вдруг мерещился спектакль «Барышня-крестьянка»

Иногда ждалось чего-то неожиданного – вдруг из многообещающего шкафа появится или Лили Марлен, или лилипут, или, на худой конец, Слава Зайцев … Но не дождалось.

Впрочем, актеры были обаятельны, по-прежнему любимы, дай Бог им всем здоровья. Придирчивый зритель.


Владимир 06.12.2004

«Юбилиада «Кенигсберг - Калининград 750-ый километр» Подробного отчета о спектакле не получится: пришлось бы писать его часа два и читать столько же. Гениальна (хоть и вторична) основополагающая идея: совместить пространство и время, перемешать их и высыпать на сцену. Всё со всем монтируется и даже вступает в диалог. Отчего получается смешно и даже временами до слез. Персонажи очень колоритны, хотя актерского мастерства хватает двоим-троим-четверым. Репризный текст спасает всё. Естественно, зал больше всего радуется, когда на сцене в карикатурном виде появляются сильные мира сего - мэр, губернатор, президент. Это со времен СТЭМА щекотало нервы. Но вокруг этих сатир - масса лирических персонажей и даже образов простых людей. Сисястых пионерок, писястых немецких туристов и т.д. Псы-рыцари неожиданно пронзительно читают Маяковского про город-сад, лежа под старою телегою. Высокая романтика, хорошо знакомая первым литтеатровцам. Тевтонцев начинаешь понимать и даже где-то жалеть, ведь всё ими построенное сломали к чертовой матери советские варвары, гунны. Но и гунны в лице Юры Дюндика нам симпатичны и близки. Не виноватый он! А виновата партноменклатура в лице Коновалова Н.С. и примкнувшего к нему Суворова Василия - отца А.В. В общем, зло смеемся мы над всякой администрацией и сочувствуем простым людям, хотя и пьяницы они неисправимые. Простые немцы были тихими и сентиментальными, гуляли себе под липой на Бальге. А теперь нету тех немцев, хотя, если подумать, все они умерли своей смертью, и нынешние трактористы в том не виноваты. Примиряет их всех общий хоровод и финальная песня на музыку Доницетти. Очень чисто и красиво звучит. Некая мировая и надмирная грусть, светлая и высокая слышится нам в этой песне. Мертвых-то легко примирить. Все очень здорово, конечно, и придумано, и сыграно. Выражено личное отношение Михайлова и к официальной фальшивости всех времен и народов, и к политическим персонажам, и к литературным деятелям. Но то, что взял он для программки довольно банальный текст Дудника в качестве некоего эпиграфа-манифеста, говорит о присутствии в спектакле элемента политкорректности, юбилярности. Иначе бы сам написал.