Главная Премьеры Александр Смирнов. Нам дороги эти позабыть нельзя...
Александр Смирнов. Нам дороги эти позабыть нельзя...

Стихи и песни о войне читают актёры Литературного театра

На мой взгляд, всё, что создаётся и пишется о войне Отечественной сейчас, всё дальше и дальше от войны. Происходит замена трагедии народа и страны победными фарсами, «фэнтэзи» на тему, смешными сказками про СМЕРШ. «Нас не нужно… СМЕРШить…» Изо всей правды о войне, правды, которую мы хотим знать не из ботанического любопытства, - вернее, я хочу знать,- так вот, для меня эта правда наиболее полно отражается в поэзии о войне. Не цифры  потерь, не кадры кинохроники, не голос Левитана – только поэзия.

 

Цифры военных потерь в Великой Отечественной войне – вещь переменная, как облачность. Кадры кинохроники? Современному русскому человеку хватает «кинохроники» на улицах родных городов, свеженькая, «онлайн». Левитаном говорит любой пранкер или коллектор. Чем ещё расшевелить  «патриотическую» железу? Полёт пули снять? Крупно, и чтоб внутренности наружу. А вот из самого-самого – «Ветеран надувной»… Всё это – гурманам от патологоанатомии, и в учебные пособия реконструкторам. «На Берлин!»… «Куда несёшься ты, … «мерседес»? Дай ответ! .. Не даёт ответа!»…

«Ехал я из Берлина

По дороге прямой,

На попутных машинах

Ехал с фронта домой…»

«…с войной покончили мы счёты, бери шинель, пошли домой.» На Берлин?!..

Поэзия неудобная, тревожащая, не дающая уснуть душе и разуму. Для меня в ней главное -  слово, эмоция, голос, и, если хотите, «информация к размышлению». Именно голос, голос поэта. Голос поэта оживает при чтении, и тогда он становится голосом чтеца. Моим голосом. Разные голоса звучат в этой программе. Разные актёры читают эти стихи, по-разному читают. Рискну предположить, что авторы проекта (ГТРК «Калининград», «Радио России», «Вести FM») намеренно не «режиссируют», оставляют актёра наедине с  текстом. Как правильно это! Как по-человечески верно. Был ли сделан отбор материала для чтения? Совсем юная Аня Пирович прочла «Дети войны». Для неё был сделан выбор. Ребёнок читает о детях. Она не может читать «Жди меня», прочтёт, когда будет взрослой. Когда не будет войны… «Одинокий голос человека» перед этой взрослой  памятью…

Существуют ли правила, каноны при исполнении  этих стихов? Возможно, да. Но эти правила и каноны уже для другого. Для конкурса чтецов, например, для торжеств по случаю, для громкого обличения, когда разносятся крики «Мы можем повторить!». Само дорогое в этом проекте – берущее за душу удивление этими людьми, актёрами Литературного. То преображение, что происходит в них, когда они произносят эти страшные строки. Некоторые из них декламируют. Каноны, правила руководят ими? Нет, я слышу только их голоса, «узнаю я их по голосам». И вот тут «Тишины хочу, тишины… Нервы что ли обожжены? Тишины…» Фон, который «подкладывают» создатели программы к голосу, дурной фон. Эта программа – не репортаж с городского кладбища Цветково. Не «музыкальные иллюстрации». Что же, хотелось добавить «драматизма»? Выстрелы, «хроника пикирующего бомбардировщика», крики «ура», плач – целый арсенал подобного рода фонов в вашем распоряжении. Но я слышу «Журавли», «На безымянной высоте», «Довоенный вальс», и узнаю музыку Френкеля, Баснера, Аедоницкого. В данном случае музыки не должно быть вовсе. Предложенный формат «стихи и песни о войне читают…» ( а ведь львиная доля прозвучавших стихов – это стихи, ставшие песнями. Песнями, вросшими в память и слух) позволяет оставить только голос актёра. «Мы – только голос…»

Вспоминается давняя грампластинка «Голоса птиц в природе». ГТРК «Калининград»,  «Радио России», радио «Вести FM» сделали главное -  сохранили нам «голоса птиц», голоса актёров Литературного… «Ты послушай, что там творится,» - вбежала в редакцию звукорежиссёр с красными от слёз глазами. Звукорежиссёр монтировала стихи о войне, прочитанные Ниной Макаровой». Послушайте и вы…

https://vk.com/audios-319502?section=playlists&z=audio_playlist-319502_1

Александр Смирнов