Главная Спектакли Рецензии Аполлинария Зуева. ВЫБОР ЛИТЕРАТУРНОГО
Аполлинария Зуева. ВЫБОР ЛИТЕРАТУРНОГО

COVID-19. Заболевание и рентген одновременно. Ох! как лихо высвечивает он сейчас наши поступки и слова, их поводы и причины.

СМИ, давно обретшие устойчивую жёлтую окраску, в сладком умилении сочувствуют долгоиграющей звезде отечественной эстрады по поводу резкого падения цен на её заграннедвижимость.

 

Культурист-стриптизёр на полном серьёзе ожидает материальной помощи от Министерства культуры.

Заслуженная актриса России, проживающая в многомиллионном особняке, громогласно заявляет о личном скорбном смирении перед угрозой безденежья.

А некий драматург (и актёр одновременно) устраивает для поклонников видео-пиар-пирушки…

У Литтеатра нет заграннедвижимости и многомиллионного особняка. По правде говоря, и помещения-то театрального у него по сей день нет. И нет у него поклонников.

Но есть у него друзья! У него есть зрители! Для них он работает и живёт. В том числе, в обстоятельствах коронавируса.

И, как всегда, творит и вытворяет Литературный театр. Создаёт, к примеру, новый жанр – поэтический спектакль-триптих в условиях самоизоляции. Когда каждый актёр вроде бы отделен, отделён от других, и одновременно – в творческой товарищеской общине. Когда из отдельных голосов (поэтов, а затем актёров) создается некая поэтическая симфония. Когда уровень поэтического слова, уровень выбранных (так и хочется сказать – избранных!) режиссёром стихотворных текстов предполагает и для исполнителя, и для слушателя некую планку, предлагает им стать избранниками слова.

Не на пирушку созывает нас театр – на пиршество духа, питая и врачуя души наши высокой силой поэтического слова и актёрского мастерства.

Иван Тургенев, Константин Ваншенкин, Евгений Винокуров, Давид Самойлов, Альберт Михайлов, Степан Щипачёв, Перси Бише Шелли, Михаил Лермонтов, Александр Чижевский, Осип Мандельштам, Михаил Исаковский, Константин Батюшков, Валерий Стольников, Александр Пушкин, Николай Рубцов, Анна Ахматова, Владимир Сухов, Вероника Тушнова, Илья Сельвинский, Саша Чёрный, Семён Надсон, Алексей Недогонов, Владимир Агатов, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Игорь Павлов, Роберт Бёрнс, Николай Заболоцкий, Евгений Полин, Александр Межиров, Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Лидия Огурцова, Светлана Копылова, Агния Барто, Римма Казакова, Даниил Хармс, Корней Чуковский.

Такая вот поэтическая антология от Литературного театра. Что усматривается в этих разноравных именах («Что в имени тебе моём»)? Широта кругозора? – разумеется! Чувство вкуса и меры? – несомненно! Умение соединить несоединимое? – да конечно же! Но прежде всего – то самое пиршество духа, которое по законам высокого жанра никогда не станет пиром во время чумы.

Стихи – как набросок человеческого бытия. Так говорит о своих виртуальных постановках сам театр. И лучше – не скажешь. А свое бытие каждый выбирает сам.

И когда Театр говорит с тобою стихами, только стихами и следует благодарить его за этот непрекращаемый разговор.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.