Главная Спектакли Рецензии ЛИТОВСКИЕ КЛАВИРЫ
ЛИТОВСКИЕ КЛАВИРЫ

Поэтический спектакль с политическим подтекстом

Литературный театр начинался с таких спектаклей.
Именно такие спектакли составили золотой фонд Литературного театра.

На поэтических спектаклях с политическим подтекстом оттачивался неповторимый стиль Литературного.
«На дни оглядываясь эти...», «Гитары в бою», «На свете смерти нет», «Ты должен помнить», «750-й километр», «Зову я смерть…» - мощные, внятные, основанные на глубокой неповерхностной литературе, обращенные к сегодняшнему дню, эти и еще другие многие литературно-музыкально-пластические коллажи  А. Михайлова, острые и лаконичные по форме, безупречные по вкусу, с ярко выраженной гражданской позицией словно бы готовили этот – завершённый с точки зрения идеологического, философского высказывания.
Мы увидели спектакль, который давно уже зрел в голове и в душе режиссера, да как-то не складывался,- и вдруг сложился, и вышел, как царь Гвидон, именно в тот день и час, когда и должен был выйти.
«Литовские клавиры» - как нежно звучит, как лирично – как будто на музыку положена задумчивая и внешне грубоватая принеманская природа.
Немецкий писатель Иоганнес Бобровский, роман которого инсценировал Альберт Михайлов, родился в здешних местах – в Тильзите, и хаживал по берегам нашей скромной речки Шешупе (кому что-то говорит это имя), и не случайно, ох не случайно именно за исполнение литовской народной песни «Kur bega Szeszupe» получил по голове пивной кружкой господин музыкант в литовской трактире от немецкого патриота Ленувайта, хотя и протекала речка в то время (в 1936 году) на правильной, на немецкой стороне.
Как тут не вспомнить времена Швейка - времена сложных отношений чехов и австро-венгров, как не вспомнить щирых петлюровцев, убивавших десять лет спустя на рiдной Украiне всех, кто неправильно выговаривал слово «паляныця», как не вспомнить вчерашние телерепортажи из Киева и Ровно, из Харькова и Крыма?
В своем сухом остатке это спектакль об угрозе фашизма. Фашизм – враг культуры, фашизм – враг истории и географии, фашизм – враг природы и красоты.
Времена, к сожалению. меняются, и люди в результате учатся уму-разуму на собственных непоправимых ошибках.
Отношение к музыке, отношение к слову тоже, как ни странно. служит критерием отличия фашиста от человека.
С виду все одинаковы, и главный фашист Нейман (артист Юрий Дюндик) одет в белоснежный костюм, но на службе у него состоит чёрт-провокатор (артист Андрей Игнатюк) и люди в коричневой форме.
Действие переносится из недавнего настоящего в далекое прошлое, молодой учитель Пошка легко перевоплощается в поэта Донелайтиса (прекрасная актерская работа Дмитрия Саладаева), на авансцене возникает стог сена, на символическом лоне которого играются сцены любви и предательства, бытовые и философские диалоги с участием чёрта-провокатора, профессора музыки Фойгта (Владимир Васенькин), немецкого крестьянина, литовского писателя Старостаса (в этой роли – колоритный и убедительный Яков Кузин). Стог сена – как образ инертной природной субстанции, которую. по воле человека, можно поджечь - или которой можно накормить корову.
Всё решает сам человек – и поэтому так неустойчив мир после идиллических времен, воспетых мудрым и добрым пастором Кристионасом.
Трагическая интонация спектакля рождается из ощущения беззащитности лирического отношения к человеку и природе, беспомощности красоты, которую топчут крепкие сапоги.
Завораживает языческое грозное шествие, вызывает душевный трепет и восхищение  песня литовских косарей в исполнении Леонида Полина - и ввергает в ужас марш безликих солдат-призраков. Но в финале опять звучит песня литовской девушки (Регина Зиновьева). После всего, что случилось – опять прорастает надежда на то, что наступит весна. В конце концов, природа сможет продолжить свой цикл смен времен года и без человека… Хотя за человека ей должно быть обидно.
Глобальные образы-метафоры, пластические массовые сцены (в спектакля занято более 45 человек), песни и хоры в сочетании с насыщенным литературным словом, точной и выразительной игрой артистов создают смысловую и эмоциональную ткань. которую не разорвешь, потому что она - живая.

ФОТО

ВИДЕО

В.Сухов