Главная Спектакли Литературный театр - Володе Сухову
Литературный театр - Володе Сухову

28 сентября Литературный театр открыл 42-й сезон спектаклем "Литературный театр - Володе Сухову"

 

Вспоминая Владимира Сухова

Когда Сухов появился в Литтеатре, мы уже были там. Молодые, малознающие, самоуверенные семнадцатилетние. Он не стал тогда "нашим", был старше. Лет на пять. В семнадцать лет это много.
Прошло немного. Год, меньше. Литтеатр без Сухова стал непредставим. Мы играли в его сценках, проводили с ним выходные, играли в футбол, ездили на велосипедах. Он не стал "нашим". Был умнее.
Практически невозможно было с ним спорить. То, что тебе казалось таким продуманным, таким остроумным, понималось, препарировалось и подвергалось сомнению мгновенно. И ты понимал, что лучше бы помолчать и еще подумать, а пока послушать, что умные люди скажут.
Сухов был замкнут и казался холоден. Мы не понимали, почему? Разве ж мы не одной крови, он и мы?
Он писал абсурдистские пародии на классиков, ставил их с нами и морщился - не тонко. Мы не в состоянии были их понять и, потому, сыграть. Он не объяснял, невозможно, разница в знаниях, требовались годы.
Однажды прекрасный художник Гершбург устроил вернисаж. Я плохо понимаю картины, особенно портреты. Кого б ни изобразили, Гойя там или Рембрандт, вижу только внешность. У Гершбурга было много портретов и смотрел я на них с тем же эффектом. Пока не дошел до знакомых людей - Снапира, Михайлова, Сухова. Тут вдруг увидел многое, чего не понимал.
Сухов сидел на стуле, мудрый, грустный, замкнутый. И, вдруг, стало ясно, отчего. Он был такой ранимый, такой тонкокожий...
Сухов - поэт. У настоящих поэтов не бывает толстой кожи, она - привилегия дураков, хамов, мерзавцев. Была ли у него кожа вообще?
Сухов был поэт. Мы все что-то писали. И даже что-то печатали. И все это было графоманией. Для межсобойчиков.
Сухов писал настоящее. Его стихи мы заучивали наизусть.
Маленькая разница в пять лет и огромная в уме часто не давала его понять. В 1980 в СССР была Олимпиада. Многие страны ее бойкотировали из-за афганской войны. Мы все были против войны, ибо не мог интеллигент, взращенный в Литтеатре, поддерживать государственные преступления. Но не все понимали бойкот - при чем тут спорт, он - вне политики, бла-бла-бла.
А Сухов написал две песни, тогда показавшиеся слишком резкими.
Спорт - вместо яиц и молока.
Спорт - не запрещен еще... пока.
Спорт - и мужикам и бабам,
Спорт - для сильных и для слабых,
Спорт - и обязательно рекорд!
И, в другой песне, такая строчка (о судье-стартере) - И с пистолетом идиот.
Мне потребовалось время, чтобы понять, что это не резко и грубо, а - истинно. Человек с пистолетом - хоть в спорте, хоть где - всегда идиот. Умный человек - с книгой.
Мир делится на мещан и интеллигентов. Интеллигенты хотят мир познать, тянутся к знаниям, к новому. Мещане хотят, чтоб все было, как раньше, ничего не менялось, мир застыл, вбивают, где могут, разнообразные скрепы. Их много. Интеллигентов, от силы - каждый десятый.
Когда я думаю о Сухове, почему то вспоминаю Лермонтова. Лермонтов был умнее окружающих, искал друзей, был одинок. В армии найти себе равных возможности не было, потому погиб. Сухову повезло больше. Интеллигенция в Калининграде сгруппировалась в нескольких точках, одной из них был Литтеатр, там кое-кто нашелся. Потому он жил дольше.
Через Литтеатр в Калиниграде прошли многие интеллигенты, многие могут сказать - я был в Литтеатре. Сухов не был В Литтеатре, он был Литтеатром. Таких - и десятка не наберется.
Жизнь наша устроена просто, обидно и не для интеллигентов. Она чересчур проста и слишком убедительна. Но именно интеллигенты определяют движение общества, его мораль, нравственность, здоровье, интеллект.
С уходом Сухова средний уровень интеллекта и нравственности в Калининграде, России и мире резко упал.
Невосполнимо.
Эдуард Святский, актер ЛТ, программист в «Procar informatik AG», Дармштадт, Германия

ТВОРЦЫ И ТВОРЧЕСТВО
Как найти верную интонацию, точное слово в разговоре об этих двух? Разговор часто сводится к тривиальному нравится - не нравится. Для творца этого мало. В кратких или пространных рецензиях на работу ЛТ, и фигура творца, и его творчество были Володей обсуждаемы как самостоятельные, он мог просто и бережно отделить одно от другого. Для порядка.
«...художника нужно судить по его же законам». И частенько и художник, и законы его находятся в разладе. Володя всегда мог объяснить - почему.
Его разговоры о творчестве - поэзии, театре - логичны, ясны. Эти разговоры просторны. Я не знаю, сколько времени и душевных сил тратил он на то, чтобы эти разговоры легли на бумагу, явились нам в виде рецензии.
Для меня его рецензии - разговоры. Это понятная, доказательная, порой обидная, но всегда живая речь.
Любая из его рецензий не просто и не только оценка, но и приглашение к творчеству. Дальнейшему.
«...вы рисуйте! Я потом, что не понятно, объясню».
Александр Смирнов, актер и режиссер ЛТ, литейщик на машинах для литья под давлением.

О Вове Сухове
Мне не хватает Сухова на Шешуппе. Он всегда выдумывал что-то, что иногда казалось странным, абсурдным, но оказывалось интересным, необычным и талантливым. Это были, например, необычные соревнования на шешупских Олимпийских играх, хороводы на лесной полянке, театрик абсурда на шешупском фестивале. Это всегда объединяло всех, дарило любовь и давало возможность любить всех. Он не просто любил природу, он делал её своим местом обитания, находя уютные уголки для отдыхи или очищая забившийся ручей. Ещё меня удивляла его способность творить везде, в любых условиях и ситуациях: и на дружеской пирушке, и во время потопа на Шешуппе, и наедине с самим собой. В этом, я думаю, и проявляется душа поэта.
Ирина Писаревская, актриса ЛТ, доцент кафедры русского языка КГТУ, преподаватель русского языка и культуры речи.

С Володей я познакомилась давно, где-то году в 1984.Тогда на сцене кукольного театра проходил смотр - конкурс самостоятельных актёрских работ, в котором я победила со своей программой по стихам и зонгам Б. Брехта. Володя, видимо, тогда что-то во мне разглядел и сказал, что мне обязательно нужно сыграть Эдит Пиаф, а позже даже нашёл для меня адрес В. Легентова  (автора пьесы). Пьесу я, конечно, нашла, а вот режиссёр для неё пока не нашёлся. И мечта так и остаётся мечтой...А подружились мы позже, когда Володя пришёл в театр завлитом. Поначалу я заходила в его кабинет узнать о новых пьесах, попросить "перекинуть" мне на почту фото из спектаклей. А потом как-то так само собой получилось, что мы стали подолгу разговаривать обо всём: о театре, о наших спектаклях,о жизни...И оказалось, что наши взгляды во многом схожи. Я человек гиперэмоциональный, резкий,  взрывной, а Володя был очень мягким, тактичным. Я никогда не слышала, чтобы он повысил голос, воспитанный, образованный. Интеллигент, одним словом. Возможно, эта наша "разнозарядность" и помогла нам сблизиться, не знаю. Театр-дело жестокое. И, бывало, я приходила к нему со своими проблемами и "болями". Он напоит чаем, пошутит, отвлечёт от дурных мыслей, успокоит. И, знаете, легче как-то становилось, и боль уменьшалась. А вот когда радостью делилась с ним, её не становилось меньше.
Странно... Вот живёт человек. У него есть руки, ноги, голова  и т.п. Он их не замечает, просто не думает о них. Но попробуйте лишить его чего-нибудь, и человек сразу почувствует, что ему этого очень не хватает. Вот так и у меня с Володей получилось... Как в песне у Высоцкого :"Мне не стало хватать его только сейчас, когда он не вернулся из боя"...Он был для меня плечом и рукой поддерживающей. И я говорю ему "спасибо!" и верю, что он присматривает за нами сверху.
Надежда Ильина, актриса Калининградского драматического театра

«Театр – это уха, неважно кто какую рыбку поймал..». Володя Сухов.
Я не могу представить свою юность без Литературного театра. Я не могу представить Литературный театр без Володи Сухова. Мы ждали его слова после спектакля, мы пели песни, написанные на его стихи, и разыгрывали миниатюры поставленные на его тексты.
Он устраивал волейбол на Бальге и футбол на Шешупе, затевал марш-бросок до Светлогорска на старых дорожных велосипедах и заплыв на Голубых озерах, ставил спектакли, организовывал театральные фестивали и капустники, сколачивал декорации, и рисовал афиши. Он приветствовал наши первомайские колонны правительственным жестом из своего окна над площадью Победы и мы взрывались в ответном приветствии. Поэт, художник, критик, актер, режиссер, знаток шутки и розыгрыша, теоретик и мастеровой, он был безусловный лидер. Рядом с ним всегда кипела веселая работа, звенели молоточки невидимой наковальни, бурлил горячий сплав из которого рождался мир нашего театра – яркий, свободный, настоящий. Мир творчества, священное братство, прекрасный наш союз - Литературный моей юности.
Людмила Полина-Штерн, актриса ЛТ,  Торонто, Канада

- Вы знаете человека, который ни разу в жизни, ни при каких обстоятельствах не повысил голоса?
- Вы знаете человека, которому Господь дал чувство слова, сравнимое с гениальностью Высоцкого? Будь то философская статья о Литтеатре и любви, доброжелательная эпиграмма, стих в блокнот, песни и скетчи на Шешупе, цикл песен к спектаклям…?
- Вы знаете человека, который получает несравнимо больше удовольствия от паса, с которого забивают гол, нежели забивая его сам?
- Вы знаете человека, далекого от бизнес-штучек и понятий, который за 2 года поднял рейтинг компании до 60% от общего бизнес тренда в области?
- Вы знаете человека, о котором кроме меня с благодарностью скажут еще несколько сот калининградцев?
- Вы знаете человека, который искренне убежден, что добро можно и нужно делать из зла?
Я знаю с 1969 года такого человека. Именно – знаю, поскольку прошедшее время для него и для меня как неприемлемо, так и оскорбительно. Это ВОЛОДЯ СУХОВ. Кроме дружбы и ощущения, что я не один, мы работали вместе полтора года в одной из компаний. Проститься с ним в драмтеатр пришли ВСЕ сотрудники этой компании. Понимаете, – ВСЕ!
Андрей Мозжухин, актер ЛТ, переводчик

Мой Сухов

Я знаю женщин только по картинкам,
По книгам, фильмам, пьесам и стихам,
По скромным и нескромным вечеринкам,
По пудрам, и помадам, и духам,

По выпуклостям, складкам и ложбинкам,
По шеям, по рукам и по ногам,
По бровкам, глазкам, зубкам, губкам, спинкам,
По всюду понаставленным рогам,
Когда в руки мне попал этот сонет, я понял, что в округе появился новый талант, интересный, самобытный, парадоксальный.
А когда знакомство стало более широким, то открылись другие грани его таланта – живопись, удивительная способность анализа. Я понимаю, что писать о таком ярком интересном человеке очень трудно и надеюсь, что у каждого есть свой Сухов.
Но мне часто вспоминается несколько эпизодов из моей жизни, связанных с Володей. Когда он очередной раз искал свое место в жизни, я пригласил его на работу в театр кукол в качестве конструктора-бутафора. И странное дело, с его приходом в театр как-то чаще стали ломаться куклы, и актрисы зачастили в мастерскую со своими питомцами  -- вот подрезать, тут подтянуть, тут изменить что-то. А потом я понял, им просто хотелось придти в мастерскую и пообщаться с Володей , и дело тут вовсе не в куклах. Потому что это было всегда очень интересное и полезное общение и заканчивалось непременным комплементом. Его обожали актрисы. Он много писал для театра, много делал (кукол, бутафории, декораций).
С Володей связана у меня одна фантастическая история. Мы как-то ехали с ним на театральном ''Кубанце'' куда-то в сторону Зеленоградска. На улице Тельмана стоял патруль ГАИшной дружины, мы проехали, и вдруг один из дружинников на мотоцикле рванул за нами, догнал нас, обогнал, начал махать рукой, резко затормозил, мотоцикл упал, дружинник, естественно, тоже, и чуть не оказался у нас под колесами. Мы остановились, подбежали, ничего страшного не случилось, ушибы, царапины. Оказалось, он просто хотел предупредить нас, что сгорела лампочка в левом стоп-сигнале. Мы продолжили поездку, обсуждая происшедшее, и уже на Зеленоградской трассе при ясном дне, чистой дороге вдруг  ветровое стекло нашей машины покрылось какой-то молочно-тягучей субстанцией. Сколько это длилось я не знаю, п.ч. мы сидели окаменевшие, я вцепиешись в руль, вдруг дворники сами сделали один цикл и очистили стекло.
Володя был убежден, что я не снимал руки с руля. Как это случилось и что это было мы с ним вспоминали долгие годы и так и не нашли разгадку.
И еще. Было это на Шешупе. Как-то вечером у Володи начался приступ то ли гастрита, то ли язвы. И даже такой  терпеливый человек как Сухов согласился, что нужна врачебная помощь. Мы с Вовой Ружинским повезли его в лодке в Краснознаменск. Была чудная ночь, в перерывах между стонами больной Сухов пытался нам рассказывать интересные истории. Это длилось несколько часов. А когда Краснознаменские врачи сняли приступ, и Сухов вернулся в лагерь, то в первую же ночь у костра прозвучала знаменитая песня на стихи Сухова с рефреном: ''Ах, зачем я столько ел
Свой желудок не жалел...''
Мне повезло, что в один из последних своих приездов в Калининград я участвовал в программе Володи Сухова и Анечки Горячевой.
Это было здорово, интересно, приятно  --  общение с талантливыми людьми.
А вообще, мне кажется, что Калининграду с Володей Суховым не повезло, не сумел город использовать в полной мере его многогранный талант, его знания и возможности.
Я человек неверующий, но, если я в этом не прав, то пусть ему будет царствие небесное.
Леонид Степанов, актер ЛТ, Балтимор, США

ПАМЯТЬ
В.Сухову

Мне кажется,- он хотел немного поправить
и внешний хаос и внутренний беспорядок,
снять хоть чуть-чуть накипь и наледь
с путешествующих с ним рядом.
И он начал с себя, наивно думая,
что пример может быть полезен.
Да...Но поди воскреси мумию,
наполни духом панцирь железный...
Он не опускал рук и не терял надежду,
ведь без неё жизнь глуха и убога,
вот только рано сомкнул вежды
по велению всемогущего Бога...
Привлечённые в этот мир без спроса,
мы бредём, ощущая растущее сиротство.
Поводырём нам Володино благородство,
но без ответов - его вопросы..
Александр Котов, актёр Театра на Малой Бронной. В 1993-2000 годах - актёр театра "Et cetera". Мастер дубляжа и озвучания. Москва

У нас с Владимиром знакомство было только по электронной почте. Обычные вроде бы контакты между переводчиком и завлитом. Но установилась некая духовная связь, и письма не выглядели чистой формальностью. Я понял, что Владимир исключительно эрудированный, любящий и тонко чувствующий литературу человек, которому не составляло труда отличать хорошее от плохого. Всегда с удовольствием направлял ему новые пьесы, точно зная, что услышу объективное и компетентное мнение. Очень жаль, что сотрудничество наше длилось всего несколько лет и оборвалось вместе с жизнью Владимира. Светлая ему память.
Виктор Вебер, лауреат Премии "Странник" 1999 года, переводчик произведений Дина Кунца, Стивена Кинга, Ирвина Шоу, Гарри Гаррисона, Сомерсета Моэма, Брэма Стокера, Томаса Костейна, Роберта Сильверберга, Алена де Боттона, Клиффорда Саймака, Пола Андерсона, Сидни Шелдон, Марио Пьюзо, Джеймса Чейза. Москва

Как сейчас помню конец декабря 1975 года... Открылась дверь художественной мастерской при универмаге "Маяк" и появился юноша в армейском бушлате, вязаной шапочке, разрумянившийся то ли от мороза, то ли от смущения. Мы были молодыми и беспечными художницами, которым только дай волю подшутить над парнем, казавшимся таким простым. Тем более, что он нам это позволял. Посмеялись, и тут выяснилось, что это наш новый коллега из другого филиала объединения Маяк. Пришёл с нами знакомиться, а заодно взять бумагу и краски. Молодой человек показался нам очень милым, с тихой неторопливой речью, очень воспитанным.
Мы совсем его не знали.
Позже он принёс мне билеты  в Литературный театр на вечер одноактных пьес: "Случай с метранпажем" и "Христиане". Так начался мой роман с Театром! Моей первой большой любовью на всю жизнь!
Поэтому, когда Володя предложил мне прийти как то вечерком на репетицию ЛТ и подумать вместе как оформить первоапрельскую программу, я с радостью согласилась. Тогда мы еще не знали, она станет первой в целой серии таких программ. В тот вечер я познакомилась почти со всеми, кто стоял у истоков ЛТ, одним из них был Миша Снапир - моя вторая большая любовь на всю жизнь. Как же давно это было...
После того вечера было много других таких же - наполненных творчеством. Это было невероятно счастливое время. Все были молодыми, неутомимыми, талантливыми .
Вот так я стала потихоньку узнавать Володю, в стенах Литературного Театра.
Его любили и уважали, к нему прислушивались...Он говорил всё так же тихо и спокойно, но как то весомо, и никто не подшучивал над ним. Он постоянно был чем-то занят. Именно Сухов придумал значок и символ ЛТ. И это было гениально - просто и точно - стило во рту у театральной маски.
А после первоапрельской программы Володя пригласил приехавшего на побывку из армии однокурсника Валентина Егорова, Мишу Снапира, Наташу Егорову (тогда еще Багдасарову), мою подругу Ольгу Попову и меня к себе домой отметить премьеру...Вечер был незабываем! Сухов читал свои стихи! Валя пел, перебирая струны гитары, а Снапир смешил всю честную компанию анекдотами. Среди прочих песен, Егоров исполнил песни и на стихи Сухова. Не знаю кто из авторов в тот вечер произвёл на меня большее впечатление...Так я узнала Володю Сухова как поэта!
Именно тогда я поняла - он Небожитель.
Позже жизнь сводила нас неоднократно: то на совместном творческом проекте, то на отдыхе, то в стенах Кукольного театра, где мы вместе работали бутафорами. Именно в кукольном родилась идея постановки Псевдола. Работа над ним  продолжилась и на Шешупе, где Михайлов и Сухов написали все песни и инсценировки, Лена Попова музыку. Во время сплава по реке мы обговаривали  костюмы и декорации. Спектакль имел огромный успех.
Потом Володя получил заслуженное место завлита сначала в Кукольном театра, а позже и в Драматическом. Я же вернулась на свои любимые витрины (ведь это тоже маленькие подмостки). Дальше жизнь бросала новые вызовы и было много интересной работы в разных местах. Но ЛТ был связующей ниточкой между нами в течение многих лет. Сухов был одним из столпов, на которых держался Литературный несколько десятилетий.
И даже многие годы в разлуке, после нашего отъезда в Израиль, дружба не испарилась. Это я поняла особо четко, когда мы, спустя 25 лет, снова сидели на его уютной кухне и говорили, говорили, говорили. Он, как в юности, говорил тихо и спокойно. Но это не было смущенная простота мальчика, а спокойствие цельного человека, уверенного в своих принципах. При этом не насаждающих эти принципы другим, что так редко встретишь сегодня. И Лена, с которой они, как говорится "нашли друг друга", дополняла его. Это был чудесный вечер. И я рада, что он был. Грустно только, что он был последним. Через 3 дня Володи не стало. И Литературный театр, друзья, родные - как будто обеднели. Да что там! Весь мир обеднел, потому что из жизни ушел такой Талант и Человек! Но мы все, собравшиеся здесь и вспоминающие Владимира Сухова во всех уголках земли, счастливые люди - у нас остались воспоминания о нем, незабываемая интонация его стихов  и масса фотографий.
Евгения Снапир, художник-оформитель в ЛТ, модельер, декоратор-рекламовед, Тель-Авив, Израиль

Владимир Сухов был заведующим литературной частью в нашем театре, это место, откуда он ушел с работы в свой последний день.
Именно его профессиональная оценка драматургического материала играла зачастую важную роль при формировании репертуара театра. Он всегда был в курсе всех новинок современной драматургии, знал имена авторов – победителей театральных конкурсов, вовремя обращал внимание на интересную пьесу.
А когда на сцене театра ставилась новая постановка, он рассказывал зрителям о готовящемся спектакле так, чтобы в зале в день премьеры был обязательный аншлаг.
А вообще театром он занимался всю жизнь, любил его мучительно и с постоянной надеждой увидеть что-то необыкновенное. В роли завлита проявил себя, как блистательный профессионал и великий труженик. Его тихий голос, улыбчивость, прекрасную русскую речь, душевную тонкость, мягкий юмор помнят все, с кем он работал - актеры, режиссеры, журналисты. Он автор целого ряда статей по театральному искусству, сценариев, капустников. Участник многочисленных проектов в сфере культуры, ведущий вечеров, знаток литературы и книгочей.
Человек большой внутренней культуры, он отличался необыкновенной скромностью, добротой, порядочностью, обострённым чувством справедливости.  А еще он писал дивные стихи. Иногда он нам их читал и завораживал.
Как талантливый человек, он виртуозно умел передать словом те эмоции, что рождали в зрителях наши спектакли.
А в памяти нашего коллектива он остается, прежде всего, очень красивым человеком, надежным другом и мастером своего дела.
Михаил  Андреев, художественный руководитель Калининградского областного драматического театра, Заслуженный работник культуры  РФ

Это было много-много лет назад. Мы с Володей что-то вместе сочиняли, песни разные. Эх, юность наша театральная! Но вот с тех пор "поработать вместе" стало для меня дороже дружбы и любви. На сцене или за сценой, неважно где. Просто вместе что-то посотворять. Это самое то, которое счастье, и то, что никто никогда не отнимет. Счастье, которое всегда с тобой!
Елена Попова, актриса ЛТ, музыковед, ведущая концертов в «Петербург-концерт», Санкт-Петербург


Таким мне запомнился Володя Сухов
С Володей мы познакомились в конце 1971 года в компании, где не было никого с физико-математического факультета, на котором я тогда обучался…
Калининградский период  жизни – глоток свободы
Сейчас всё перемешалось в голове: СТЭМ, Литературный, Бальга, Кукольный и т.д.. Очень запомнился просмотр фильма «Зеркало» в кинотеатре «Новости дня». Одним из организаторов этого показа был Володя, который и пригласил меня на этот просмотр. На следующий день он же  «притащил» меня на обсуждение фильма на филфак. После этого я стал задумываться о правильности выбора профессии. Что нас тогда объединяло? Не знаю. Знаю только, что мне с ним было очень интересно общаться. Мне нравились его немногословность,  тонкая ирония и потрясающее чувство меры.
Как-то в ЛТ мы готовили спектакль к 1 апреля, ко мне подошёл Володя и сказал, что хочет сделать блок миниатюр под названием «Театр абсурда» и спросил, не смогу ли я ему помочь в этом. Не сыграть, не подыграть, а – помочь! Так я познакомился с творчеством: Беккета, Камю, Введенского и Хармса.
Когда Володя работал в Кукольном театре (режиссером тогда был Гриша Мазин), в свободное время сотрудники играли в настольный теннис и иногда приглашали своих знакомых. Я имел честь бывать там. Мы играли в теннис, спорили и просто общались. Это было незабываемое время!
В один из моих мимолётных приездов в Калининград мы встретились, как обычно, в ДК Моряков. Володя сказал, что ему нужно около получаса, чтобы отчитаться передо мной о проделанной работе. Я не поверил своим ушам! Он считал, что всё это время я находился здесь в Литературном, что мне это небезразлично, хотя физически я уже давно жил в другом городе.
Вот таким был Володя Сухов: умным, талантливым, умеющим дружить и просто хорошим человеком. Я ничего не рассказал о литературном даровании Володи…  Читайте его стихи, сценарии, очерки, рецензии и вам всё станет ясно!
Александр Филатов, актер ЛТ, начальник отдела  Северо-Западного бассейна в филиале ФГУП "Росморпорт", капитан дальнего плавания, Санкт-Петербург

Вова был для меня всем.
И отцом, и другом, и учителем, и волшебником.
Он научил меня видеть красоту, научил любить…

Анна Горячева, участница программ ЛТ, пианистка, Лос-Анджелес, США

Памяти товарища
Есть люди публичные, выставляющие себя напоказ, которые стараются мелькать везде, где только можно: на разных презентациях, тусовках, творческих встречах. Порой их бывает так много, что уже не знаешь, как бы от них понадежнее спрятаться. А есть напротив те, кто не стремится к публичной славе, кто не пиарит себя, не ходит по издательствам, типографиям, не выискивает спонсоров, которые помогли бы напечататься, но зачастую такие люди на поверку оказываются и талантливее, и порядочнее, и культурнее, и интеллигентнее. Именно таким удивительно скромным, несмотря на свой не дюжинный талант, был мой товарищ, однокашник Володя Сухов. Настоящий Поэт, увы, при жизни, он не опубликовал ни одного сборника своих стихов. А ведь его стихи стали Золотым фондом Литературного театра, театра, который на протяжении вот уже сорока с лишним лет, как писал он в одном из своих эссе, «сохраняет мощнейший творческий тонус и продолжает удерживать в своем силовом поле практически всех, кто хотя бы однажды здесь намагнитился».
«Псевдол», «Двенадцатая ночь», «Скупой». Сколько веселых, озорных, ироничных, философских, лирических песен было написано на его стихи. Порой именно они, эти «зонги», становились главным лейтмотивом спектакля. Их знают, их поют до сих пор. А сколько его прекрасных лирических стихов до сих пор лежат в столе. Их никто не читал, не слышал. И не потому, что они плохи. Нет, напротив, это очень интересные, самобытные, мудрые стихи, но их автор, будучи, как я уже говорил, очень скромным, самоироничным и весьма требовательным к себе человеком, не спешил поведать их миру. Очевидно, считая это неприличным. Я не удивлюсь, что многие, общаясь с ним, даже не догадывались, что он занимался сочинительством, что безумно был предан еще со студенческих лет Литературному театру (между прочим даже эмблема этого театра придумана Володей). Ведь это было бы очень нескромно.
Но мы — то, те, кто знал Володю, кто читал его стихи, пел или слушал его песни, кто общался с ним, мы не должны этого забывать.
Время, увы, быстротечно. А иногда еще быстрее… И человек, с которым мы вчера еще общались, шутили, переписывались в соцсетях, вдруг, так вот в одно мгновение, раз… и исчезает. Навсегда.
А что остается? От Володи остались его стихи. Много стихов: грустных и смешных. Веселых, озорных, ироничных. Они еще ждут своего часа. Они не умерли вместе со своим автором.
Когда-то он писал об особой атмосфере Литературного театра: «Люди, вкусившие творчества и успевшие поделиться им с другими, не уходят отсюда (даже если и уезжают), а возвращаются (даже если и умирают), чтобы обменяться энергией с теми, кто продолжает кружиться в невидимых светлых потоках».
Он кружится в этих светлых потоках. Мы слышим его голос, мы поем его песни, мы читаем его стихи. Он с нами.
Вячеслав Каминский, актер ЛТ, главный редактор газеты "Рынок жилья". Калининград


С буквами, честно говоря, я давно не очень дружу. Я придумал нарисовать Володю. Если Вы посчитаете, что это он, я буду рад.

Игорь Пащенко, художник. Калининград

ФОТО

ВИДЕО