
Литературный театр открыл сезон сатирической постановкой на злобу дня.
Навеяно телевизором
В понедельник. 28 октября, народный Литературный театр Калининграда открыл сезон постановкой, само название которой можно считать эдаким мини спектаклем: «Комеди- скраб «Поперек» в программе «Чуть-чуть смешно, но чаше грустно…». Жанр этого действа однозначно определить будет затруднительно,
но форма подачи отсылает к жутко популярным н середине 1990-х спектаклям «Играем в варьете». О чем, собственно, и сообщается практически с ходу.
Нужно заметить, сегодня Литературный предпочитает без всяких там экивоков рубить правду-матку сплеча. Оно и понятно. Если раньше театру нечего было терять, кроме своей сцены, то после изгнания из Дворца культуры моряков терять стало вообще нечего. Предоставленная народникам площадка в Областном центре культуры молодежи на Бассейной, 42 пребывает в состоянии вечнотекущего ремонта, поэтому сезон открывали в репетиционном зале, где публику и актеров не разделяла даже условная рампа. Зато роскошный для таких условий задник с изображением настоящего зрительного зала можно было в равной степени считать понятной ностальгией по обжитому за десятилетия ДКМ, так и робкой надеждой на счастливое литературное будущее. А может, и тем, и другим одновременно.
Как и положено всякому уважающему себя варьете, лёгкий (по современным критериям) эротики наблюдается уже в дебюте представления. После кафешантанного танца последовала пародия на столь популярные сегодня на российском телевидении шоу с популярными ДНК-тестами по определению отцовства.
- Они половину намеков и аллегорий не понимают, потому что телевизор не смотрят, - прокомментировал уже после спектакля бессменный руководитель «Литературного» Альберт Михайлов, имея в виду прежде всего молодых актеров. А я-то смотрю, и в ужасе от того, что там показывают.
На флейте свинг сыграть смогли бы?
Практически все пародии и впрямь получились довольно злыми. Помнится в лихие 90-е Литтеатр позволял себе довольно жестко прохаживаться, так сказать, на злобу дня. Но тогда практиковались юмор (хоть и очень острый подчас) и сатира (временами достаточно едкая). Теперь же налицо самый настоящий сарказм, в отдельные моменты едва ли не переходящий в декаданс. Видимо, положение определяет не только статус, так что шутили на импровизированной сцене как-то мрачновато.
К примеру, конферанс «Бич нашего времени – бездуховность. Поэтому Литературный театр в каждую свою программу норовит пригласить духовиков» предварял выступление квартета флейтистов. А после того как питомцы музыкального колледжа имени Рахманова отсвистели на своих инструментах лихой свинг (я вообще не подозревал, что такое возможно), последовало и вовсе упадническое «Так и живём, надеясь увидеть свет в конце борделя». После чего была прочитана басня Саши Чёрного (он вообще один из любимых авторов ЛТ) про получившего образование осла, где с учетом геолокации к месту пришлось и упоминание о Канте. Для тех, кто басню не читал и не собирается: философ – не пресловутый осёл (и уж тем более не лох).
Кстати, классиков в программе традиционно хватало - как-никак, «ноблесс оближ», грубо переводя, «название обязывает», театр-то литературный. И отечественному Александру Вертинскому нашлось место, и заграничному Роберту Бёрнсу. Мировых знаменитостей гармонично дополняли собственные таланты, будь то Евгения Видмиденко или Евгений Полин (которые сами давно стали классиками «Литературного»). Короче, «фанфар в нашем обществе достаточно и художественного свиста тоже». Если что - это ещё одна из прозвучавших во время представления сенсаций.
О гнилых помидорах и не только
Хватало и самоиронии. Ведь просто оправдываться за частое использование эзопова языка скучно и неубедительно. Куда элегантнее и во всеуслышание признаться в своём пристрастии к басням другого известного летописца – Ивана Крылова. Атмосферу же варьете вполне можно поддержать немудрящей интермедией:
- Зачем вам 10 гнилых помидоров?
- Я иду на премьеру Литературного театра.
Впрочем, последнему не верьте. Актёры-любители и впрямь играют ка умеют, но это совсем не то, что в случае с пианистом, в которого просят не стрелять посетителей ковбойского салуна. Во-первых уровень исполнения для непрофессионалов очень даже приличный. Во-вторых, мы с вами не грубые американские пастухи, а калининградские театралы с претензией на интеллигентность.
Отдельная тема – политическая сатира, которой Литтеатр также никогда не чуждался. Собственно, она вынесена в само название постановки. Точнее в оформление театральной программки:
На ложе хитрое Прокруста
Ложимся, власти потакая.
Чуть-чуть смешно,
Но чаще грустно…
Что делать, если жизнь такая?!
Ну, откровенный наезд на депутатов Государственной думы в любой аудитории (за исключением, разве что, собственно думской, да и то не факт) железно спровоцирует гром оваций. А вот отпущенную в мини-драме «Буцик» по рассказу Жванецкого пару шуточек про Крым отдельные, скажем так, специфические зрители могут понять неправильно. Или, наоборот, правильно?
Хотя давние поклонники Литературного могут подтвердить: его актёрам не привыкать ходить по лезвию. Уж в чём в чём, а в конформизме этот театр упрекнуть трудно.
Игорь Самарин. Источник www. kp.ru



|