Главная Премьеры Альберт Михайлов. О премьере в Калининградской филармонии
Альберт Михайлов. О премьере в Калининградской филармонии

 

И ВОТ О ЧЕМ ПОДУМАЛОСЬ...

Если кто на ниве калининградской культуры и пашет до седьмого пота, это – филармония, музеи, Кафедральный собор, библиотеки. И, пожалуй, кинотеатр «Заря».

Нынешние счетоводы, возглавившие повсеместно культуру, норовят любой ценой выманить человека из читален, театров, концертных и лекционных залов, музейных анфилад на улицы, площади, набережные. Ярмарки, фейерверки, шествия, гуляния, ночи кабирии – «и дольше века длится день». Массовость, охват, масштабность, грандиозность и прекрасная статистика, дающая возможность рапортовать и гордиться. Не так давно узнал, что область наша попала в число самых читающих регионов. Челюсть отвалилась. С чего бы это? Потом сообразил, библиотеки калининградские, действительно, ведут титаническую работу – конференции, лекции, презентации, творческие встречи, театральные представления. И, конечно, десанты московских авторов! Ну какая статистика устоит под их напором! Так оно и стал наш край самым почитающим!

Превращение культуры в мероприятия, массовые хороводы – дело, во-первых, нехитрое, во-вторых, не новое. Формулу «Хлеба и зрелищ!» придумал ещё древний Рим, и не случайно прославился он Колизеем, ставшим прообразом массовой культуры, потребителем которой становится толпа. Ювенал хотя и хлестал её бичом сатиры, но остановить триумфального шествия не мог.

Сегодня книга, скульптура, спектакль, симфония, кинофильм сами по себе не представляют никакой ценности. Проект – вот нынешнее животворящее слово для культуртрегеров всех мастей. «Евгения Онегина» читает по телевизору народ.  «Бежит солдат, бежит матрос, читает на ходу». Кому нужен безродный скрипач, который надумает сыграть какое-нибудь соло для скрипки. А вот если собрать сто скрипачей из разных стран мира, которые бы разом вдарили по этому самому солу. Паганини и Менухин, и Ойстрах в гробу перевернутся. Под подобные проекты и деньги всегда находятся. С них бы и надо было разговор начинать, ибо в периодической таблице общечеловеческих ценностей с некоторых пор заняли они по своей весомости и амбивалентности главенствующее положение, посрамив такие понятия, как цивилизованность, образованность, просвещенность, гуманизм.

Однако же не про безымянного скрипача собирался я говорит, а про органного мастера Арпа Шнитгера, с лёгкой руки которого и загудел в России этот удивительный многоголосый инструмент.

Нашёлся ещё один мастер, поэт, драматург, режиссёр Вениамин Андреев, который сочинил русскую фантазию про немецкого мастера. То есть пьесу написал. Помню, как много лет назад в филармонии игрались фрагменты этого представления. И Донатаса Бониониса помню, присутствующего в зале в качестве почётного гостя и столь же почётного зрителя. А далее – тишина, длившаяся лет 10 – 15. Сугубо калининградское явление. За это время Вениамин Андреев осуществил постановки праздников, мистерий, торжеств в десятках российских городов, обрёл тысячи почитателей и десятки званий, премий, наград, лауреатств. При почтительном равнодушии Калининграда. (64 года живу в этом городе и не перестаю удивляться его высоко-профессиональному творческому провинциализму).

И вот свершилось! Волшебное слово «проект» позволил калининградцам, светлогорцам, черняховцам увидеть прелюбопытнейший музыкальный спектакль. Проект – это коктейль. Берётся калининградский драматург и режиссёр (В. Андреев), добавляется литовский постановщик (А, Визгирда), заказывается музыка композитору, творящему и в Москве, и в Нью-Йорке – видимо, иностранный агент? (Б. Вишневкин), на роль Петра Первого приглашается московский актёр (В.Киселёв), сюжетная и вокальная основа держится на солистах филармонии (В. Бобкова, А. Дудницкий, Д. Близненко). А дальше пошло-поехало! В весёлом путешествии из Германии в Россию участвуют два оркестра, духовой и народных инструментов, квартет А. Хайновского, мэтры-органисты, танцоры, калининградские актёры, коим приходиться быть и немцами, и русскими, и евреями. Короче говоря, не соскучишься. Буфф-мистерия, определение жанра, вынесенное в программки и афиши, пугает слегка, тем более, что и Маяковского некоторые читали, но ничего страшного в этом нет. Мюзикл явно похож на лубок, но это слово тем более нельзя афишировать. Что такое лубок, сегодня знают только художники.

Достоинством представления является отсутствие зримых и слуховых швов, которые могли возникнуть по причине разноколиберности коллективов и участников сценического действа.

Викторию Бобкову и Александра Дудницкого следует похвалить не только за вокальные данные, но и за актёрскую пластичность. Чувствуется, что игровая стихия им не чужда, что с певцами случается не всегда. Это же следует сказать и про ….

Великолепен С. Детков в роли Лефорта, хотя его акцент временами превращается в некий третий язык, понятный далеко не всем. Выручает эмоциональность. Дело поправимое.

Актёры Литературного (А.Смирнов, А.Костенко, Э.Бирюков) приучены не рассуждать, а играть… Что они и делают.

Органичны музыканты. Что бывает редко, ибо чаще всего они чувствуют себя иллюстраторами, а не действующими лицами.  «Мы музыканты, а не клоуны», сказал мне как-то участник ВИА в бытность мою режиссёром филармонии (70-ые годы).

По поводу музыки, звучащей в спектакле, слыхал разные мнения. Мюзикл – минное поле. Классики жанра знают, что какой-то музыкальный фрагмент должен «рвануть» так, чтобы навсегда войти в историю музыкального театра. Возможно, гурманы ждали подобного взрыва. На мой непросвещённый взгляд дилетанта, композитор сознательно приблизил своё сочинение к общепринятым канонам народной песни, русской и еврейской, когда некая мелодическая «узнаваемость» становится приёмом. А цитация «Ямщик, не гони лошадей», в исполнении А. Хачиянца, просто великолепна.

Пластические номера, движение, хореография гармонично следуют за музыкой. Хореограф-постановщик П.Переверзева делает это очень осмысленно…

Праздник состоялся.

Пишу не рецензию, просто пытаюсь в какой-то мере просветить своих актёров-любителей (пустое дело!)

А ещё адресую свои впечатления Вениамину Олеговичу, с которым не удалось перекинуться после спектакля хотя бы парой фраз. И вот что подумалось: никто и ничто не мешает радовать калининградцев яркими спектаклями, концертами, книгами, картинами. И художники есть, и писатели, и композиторы, и дирижёры, и музыканты, и актёры, и  режиссёры. Нужно просто жить в Калининграде и не страдать скудоумием, придумывая маниловские проекты, превращая город в сусальную открытку, потакая обывателю, проповедующему единственную заповедь – «Сделайте нам красиво!»

Почему Ольга Бузова на радость визжащим поклонникам может приехать к нам без всякого проекта, а «Русская фантазия о немецком мастере» должна 15 лет дожидаться 320-летия пребывания Великого Посольства в Кёнигсберге?

И подумалось мне, что зря мне так подумалось. Обид не оберёшься!

А вы как думаете, Вениамин Олегович?

Альберт Михайлов, 2018г.

 

Вениамин Андреев. Альберт! С Наступившими и Прошедшими тебя, твой Театр Литературный, который меня поразил, примерно 50 лет назад, спектаклем по Мольеру! Я старше тебя на целый день, а прочитав твою статью, и мне "вот что подумалось" – я помолодел душой... Наверно мы с тобой родились в конце 30 сентября и начале октября первого, а значит в один день... Значит мы и ты, и я, не зря.... А ждать нам с тобой не привыкать!... Спасибо твоим Актёрам Саше Смирнову, Саше Костенко, Эдуарду Бирюкову! Они работали от всей души, держа уровень твоего театра! А остальное... Встретимся, поднимем стаканы и договорим! Спасибо тебе, мой Двойник!