ГРОБОВЩИК

Бессмертные творения великого А.С. Пушкина уже на протяжении сорока лет являются «настольной книгой» Литературного театра.

«Выстрел», «Метель» (реж. И. Савостин), «Станционный смотритель» (реж. А. Смирнов), «Барышня – крестьянка» (реж. А. Михайлов) – это  неполный перечень спектаклей, увидевших свет рампы и по достоинству оценённых зрителем.  Замысел, рождённый в конце 70-х годов ХХ века, а именно: прочтение и сценическое воплощение всех «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», - нашёл своё завершение 27 февраля 2015 года на сцене Калининградского областного центра культуры молодёжи  в постановке Александра Смирнова «Гробовщик».                                                                  И, вновь, Литературный, верный своему кредо – сохранять в неприкосновенности пушкинский строй русского литературного языка – изыскивает поразительно точные, остроумные, неожиданные, подчас, рискованные средства выражения и формы, благодаря которым «лукавый гений» Пушкина снова демонстрирует свою жизненную силу, неувядающую новизну, находит живой зрительский отклик. Тут «покойнички» распевают русские романсы, вытанцовывают бравурные па (постановщик сценического движения Ольга Смирнова), а незамысловатая продукция гробовщика Адриана Прохорова (актёр Сергей Чеглаков) напоминает то музыкальную шкатулку с оживающей купчихой Трюхиной (актриса Ольга Махотка), то венецианскую гондолу, то сани, в которые впрягается неутомимая, вездесущая прислуга с колокольчиком (актриса Виктория Циненко). Режиссёр-постановщик Александр Смирнов обладает зорким глазом художника, мастерски организует сценическое пространство, то сжимая его, то раздвигая, заполняя движением, словом, музыкой. Не много найдётся здесь предметов быта ХIХ века, но это обстоятельство компенсирует русский бытовой романс ( А. Гурилёв –«Домик-крошечка», А. Дюбюк –«Улица, улица»).  Контрастом  является современная авторская музыкальная версия пушкинского «Что в имени тебе моём» (муз. Ольги Сагдиевой (Симоненко), исполненная проникновенной глубинной печали, сложная, местами  дисгармоничная и в то же время мелодически завершённая. Она становится содержанием «живой картины» «Пушкин и муза». (актёр Э.Бирюков, актриса Оксана Жигулина). Отдадим должное мастерству перевоплощения исполнителю роли от автора (актёр Андрей Игнатюк) и, в целом, молодому актёрскому ансамблю, «цементирующими звеньями» которого стали  всё-таки  опытные искушённые исполнители, такие как Андрей Писаревский, Илья Чугреев, Людмила Юдина.
Год  Литературы в России для калининградцев без всякого сомнения ознаменовался достойным приношением памяти великого русского поэта и памяти тех, кого с нами сегодня уже нет, но кто, благодаря своему творческому наследию, по-прежнему остаётся в строю Литературного театра.

Макарова Н.А.

 

Если охарактеризовать то, что происходило на сцене, коротко, то это гармония слов, цвета, музыки и движения. Главными были слова, но не только потому, что Пушкин есть Пушкин, а еще и потому, что они были насыщены этими самыми цветом, музыкой и движением, подчеркнуты, усилены ими. Поэтому спектакль Народного литературного театра «Гробовщик» в постановке Александра Смирнова понравится многим. Любителям классической литературы – за бережно сохраненный текст Александра Сергеевича. Любителям музыки – за прекрасные романсы. А марш мертвецов в доме гробовщика! А игра света, танцы, ожившие памятники и умершие купчихи! В спектакле было над чем посмеяться, и над чем задуматься тоже было.

Александр Дупленко