Главная Масс-медиа Игорь САМАРИН. Страдания бедного гувернера
Игорь САМАРИН. Страдания бедного гувернера

В Литературном театре поставили спектакль из жизни Инстербурга XVIII века

Ну, вот как они это делают? Как?!

Давным-давно оставшийся без сцены Литературный театр вновь осчастливил калининградцев своей новой постановкой. На сей раз пьесы «Гувернер, или Преимущества домашнего образования» немецкого драматурга Якоба Ленца, причем в двойной обработке.

Первую еще в 1950-м сделал знаменитый Бертольд Брехт, придавший морально-дидактическому изначально произведению остросоциальный пафос. Вторую произвел не менее известный в Калининграде главреж «Литературного» Альберт Михайлов, превративший трагедию в фарс.

 

- Иначе и затеваться не стоило, - объяснил он. - На обычной сцене я бы это ни за что не стал ставить. А тут даже подходящий антураж искать не пришлось, все уже имелось в наличии.

Дело в том, что естественными декорациями для спектакля послужила обстановка квартиры-музея «Аles Наus» на Красной, 11. Пусть и с некоторой натяжкой, интерьер начала XX века вполне отвечал и реалиям второй половины века XVIII в Восточной Пруссии: действие пьесы происходит вскоре после окончания Семилетней войны в Инстербурге - современном Черняховске (о нем немного позже). Оставался совсем пустячок - разместить хотя бы десятка три человек в той половине гостиной, что была отведена под зрительный зал. Но и с этим хозяйка музея-квартиры Наталья Быченко справилась.

Несмотря на отсутствие рампы от слова «вообще», вынужденные едва ли не вторгаться в личное пространство зрителей на первом ряду актеры столь же блестяще вышли из сложной ситуации. Сделав это с помощью множества различных кунштюков, вроде бы элементарных, но при этом вполне эффективных. Большая роль тут отводилась рабочим сцены, двум Александрам - Смирнову и Зайцеву, которые на самом деле тоже актеры Литературного. Поверьте, обычные работяги с такой задачей вряд ли справились бы!

Думается, содержание пьесы если не целиком, то в значительной части основано на собственном опыте автора, который в свое время был вынужден трудиться в должности гувернера. Его литературный прототип Герман Лойффер (в исполнении Эдуарда Бирюкова) устраивается к инстербургскому помещику домашним учителем его сына-подростка и заневестившейся дочери (которую играет Ксения Новикова). И в итоге соблазняет девицу, после чего, спасаясь от мести ее отца и дяди, находит убежище в доме сельского учителя (Евгений Каган). Но и там едва не повторяет свою ошибку с воспитанницей и крестницей хозяина - Лизой (Юлия Марейчева). И тогда, чтобы усмирить свою буйствующую плоть, оскопляет себя! Однако все заканчивается хорошо: на помещичьей дочери с прижитым ребенком благородно женится вернувшийся после учебы в университете ее жених Леопольд (Георгий Гассар), а Лиза вступает в платонический брак с обожаемым ею гувернером. Напоследок едва успевшую перевести дух от такого сюжета публику угощают примененным к современности песенным довеском (Литтеатр не был бы без этого Литтеатром):

«С любовью человек играет в жмурки...

Жизнь без любви уныла и убога.

Но слава Богу, что герой жил в Инстербурге,

И что не в Черняховске, слава Богу!»

- Нынешние отношения между мужчиной и женщиной, по сравнению с тем временем, - земля и небо, - резюмирует Альберт Ми¬хайлов. - Я доволен, как сыграли актеры, их выучкой доволен, все умеют. И вон как остроумно с саксофоном придумали, с тазом... В общем, мы сами балдеем.

А надо заметить, главный режиссер Литературного театра редко бывает совсем уж удовлетворен его постановками.

Справка КП

Уроженец Курляндии, сын протестантского пастора Якоб Ми¬хаэль Рейнхольд Ленц изучал теологию сначала в университете го¬рода Тарту, а затем в кёнигсбергской «Альбертине», где слушал лекции Иммануила Канта. Потом забросил учебу и полностью от¬дался своему давнему увлечению литературой. Одно время был близким другом классика немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гёте. В своей жизни испытал немало тягот и лишений, исколесив множество стран Европы и в конце концов оказавшись в Москве, где изучал русскую культуру и язык. В возрасте 41 года был найден скончавшимся от апоплексического удара на одной из улиц столицы России. Место захоронения неизвестно.