Главная Масс-медиа Ирина МОРГУЛЁВА.Что в имени тебе моём…
Ирина МОРГУЛЁВА.Что в имени тебе моём…

Литературный театр открывает 44-й сезон программой «Смотрите, кто пришёл!»

«Предлагаемая программа - что же это за «жанр» такой?» - спросит читатель.

- Иногда  спектакль, иногда концерт, а иногда творческая встреча, - рассказывает основатель и художественный руководитель Литературного Альберт Михайлов. - Такие посиделки родились, еще когда на дворе стояла, образно говоря, «глухая пора листопада».

 

- Я помню это время...

- На упоминание Литературного было  наложено вето, по городу бродили изгои, которых не подпускали к микрофону, к телекамере, к печатному станку, к сценической площадке, к выставочному залу. Творцы — в небытие... Вот для них Литературный и придумал подобие свиданий с «родственниками».

Владимир Сатонин – король калининградского джаза, Валентин Егоров – некрасовед, бард, автор мини-опер, Израил Гершбург – художник, не укладывающийся в рамки соцреализма, Евгений Марков – сценарист-вгиковец, Максим Пиганов – супертромбон Европы, Андрей Ковалёв – драматург, режиссёр, актёр, Дмитрий Вышемирский – мастер фотоозарений, Аня Горячева – начинающая пианистка и Владимир Сухов – поэт тончайших мыслей и чувств…

Прибавьте к этому списку десяток чтецов, артистов, композиторов, певцов Литературного театра или школьный театр первой гимназии, «по недомыслию» поставивший спектакль по рассказам Тэффи… Короче говоря, мы делали всё, «чтоб не пропасть поодиночке».

- Но перестройка устранила препоны, мешавшие самовыражению начинающих творцов.

- Мы было поверили этому, свернули программу «Смотрите, кто пришёл!», однако сейчас потихоньку реанимируем её. И повод для этого есть. Вот, например,  в  вашей газете работает Игорь Пащенко. Как породистая собака, он с ног до головы обвешан медалями, призами, дипломами международных выставок, конкурсов, он автор блистательных остроумных рисунков, карикатур, затрагивающих общечеловеческие философские проблемы. Он приложил руку к изданию роскошных альбомов, он свой человек в кругу известнейших рисовальщиков. А знают у нас его избранные.

- Во многом благодаря именно нашей газете.

- Кстати, воздаю должное вашему начальству, которое дало свет и  нынешним публикациям Бориса Нисневича. Эти очерки замечательно иллюстрируют мою мысль о поколении, которого не было. Ведь будучи молодым, талантливым и честным Борис не имел никакой возможности в годы советской власти рассказывать правду о тех людях, о которых он повествует сейчас.

Это одна из причин, по которой мы вновь обращаемся к программе «Смотрите, кто пришёл!».

И вот 19 октября приглашаем всех любопытствующих на встречу с Игорем Пащенко.

Может быть, доберёмся и до творчества Дмитрия Сотникова, Андрея Машихина…

- Серафима Бочарова?

- Оп! Кто же надоумил назвать это сакральное имя?

- Я взяла с собой книгу, изданную в Москве, – «Кто сказал Прекрасному неправду». Возможно, и не заглянула бы в неё, да фамилия автора привлекла внимание – Калантаров.  Режиссёр, поставивший в Калининграде замечательные спектакли по пьесам Ануя, Друцэ, Шатрова, Чехова. А когда разглядела обложку книги, удивилась еще больше: на фото режиссёр позирует рядом  с собственным скульптурным изображением, а  в стороне – Израил Гершбург и Альберт Михайлов. Но изумление только усилилось, ибо увидала, что издание завершается вклейкой цветных репродукций калининградского художника Серафима Бочарова, которого Калантаров  называет гением. И, кстати, картины Бочарова не имеют никакого отношения к книге. «Хочу, чтобы народ знал о творчестве гениального художника Серафима Бочарова», - заявляет Калантаров. А у меня вопрос: кто он? И почему его картины выставляет москвич, а не калининградские искусствоведы? Кто написал о его работах хотя бы строчку?

- В Калининграде Бочаров был отверженным. Вряд ли его считали художником даже коллеги. За редким исключением.

- Но Калантаров каким-то образом его разглядел.

- Думаю, благодаря тому самому редкому исключению. Ювеналий Александрович приобретал картины Бочарова, элементарно помогая художнику выжить. При этом он явно понимал суть его произведений. А в наивном искусстве не так-то всё просто. Позже, в Москве, режиссёр показал приобретённые работы знатокам, и Марина Лошак (тогда ещё не возглавлявшая Пушкинский музей) направила в Калининград эксперта в надежде найти работы Бочарова. Не нашёл…

Перед самым отъездом Бочарова из Калининграда Вадим Еремеев, руководивший отделением Союза архитекторов, устроил в здании «Гражданпроекта» полулегальную выставку картин Серафима Бочарова, и я там был и наслаждался прихотливыми фантазиями божественно одарённого живописца с абсолютным чувством колорита. Власти рвали и метали, пресса молчала, а творец покидал город…

Очень хорошо, что ты упомянула его имя… О книге Калантарова мы можем посудачить в другой раз.  Но раз  наш разговор о забытом художнике, это позволяет заострить внимание на проблеме безымянности, безвестности, равнодушия  окружающих по отношению к  людям, созидающим прекрасное в условиях кипящего океана субкультуры и так называемых массовых мероприятий. И дело не в рецензиях, информационных сюжетах или откликах на спектакль, книгу, выставку, концерт. Этого добра хватает. Десятки актёров, певцов, режиссёров, художников, драматургов – и что? Что знаем мы о них? Этот спел, этот сыграл, и эта сшила костюмы… И всё? А ведь они живут в нашем городе, они поют и играют для жителей этого города. Что думают они об этом городе? Почему не ходят на спектакли других театров? Не жалко ли им вымирающего калининградского трамвая? А интересен ли им предстоящий чемпионат мира  по футболу? А сами-то занимаются спортом?  О чём мечтают? И почему нет «калининградской музыки» и поэзии в окружающем область пространстве?

Ни лиц, ни имён, ни биографий, ни житейской правды, ни мыслей, ни речей. И не думаете же вы, что актеры Театра кукол, или областной  драмы, или «Третьего этажа», или музыканты из оркестра Фельдмана или филармонии столь же  известны горожанам, как дефилирующие один раз в год по светлогорской красной дорожке…

Почему Евгений Гришковец упоенно рассказывает о своей калининградской жизни на страницах «АиФ» и на телеканале «Культура?»

Раньше наше интервью вызвало бы массу отповедей, откликов, желание поспорить. Нынче подобные страсти бушуют в интернете. Параллельный мир. Виртуальный.

А театр называют второй реальностью.   И вот, я повторюсь: «живой» и уникально талантливый художник-карикатурист Игорь Пащенко 19 октября поднимется на сцену Литературного театра.

И сотня живых зрителей имеет возможность сказать сидящему рядом живому человеку: «Смотрите, кто пришёл!».

Беседовала
Ирина МОРГУЛЁВА

Источник kaliningradka.ru