Главная Масс-медиа Ирина МОРГУЛЁВА. Непростые любители...
Ирина МОРГУЛЁВА. Непростые любители...

Худрук Литературного театра Альберт Михайлов о кризисе культуры, и не только

В Литературном театре (областной Центр культуры молодежи) состоялся вечер одноактных пьес по произведениям калининградца Владимира Сухова и Сони Перльмутер (Сумы). Премьерный спектакль носит название «Причуды судьбы, или За синими птицами».

 

Диаметрально противоположные по эстетике и житейской философии произведения, требующие работы воображения, раздумий, приятия или отторжения и не оставляющие места для равнодушия.
– Может быть, поэтому Литературный театр, никогда не упускающий возможности поэкспериментировать с формой, на этот раз остановился на жанре «нормальный спектакль для нормального зрителя», - сказал в интервью обозревателю «Калининградской правды» художественный руководитель и главный режиссер театра Альберт Михайлов.
– Альберт Сергеевич, вы никогда не играли пьес, сочинённых участниками коллектива...
– ...Чтобы не упрекали в использовании служебного положения. (Смеется. – И.М.).
Но мы всегда протягивали руку «пришельцам», если они того заслуживали. На премьеру спектакля «Две поездки в Москву» известный ленинградский писатель Валерий Попов примчался в Калининград нежданно-негаданно. Наш спектакль режиссёра Марины Солодовниковой был первым выходом его прозы на театральные подмостки. Писатель остался доволен увиденным, охотно общался с актёрами, а местные журналисты, как всегда, проворонили этот исторический факт.
– Как возникла автор Соня Перльмутер?
– В 70-е годы нам передали несколько пьес студента Сумского пединститута, спрятавшегося под этим именем. Я его понимал... Время было дурное: от сцены до психушки, как от великого до смешного, порою был один шаг. К слову, об этом и последний роман Олега Глушкина «Королевская гора».
Так вот в начале перестройки Литературный театр поставил «Похищенного Калафа»,
постмодернистский пересказ легендарной «Турандот» авторства Сони. Постмодернизм
на просторах калининградских театральных подмостков тогда казался недоразумением, и в восторге от увиденного остался лишь Валентин Егоров, в ту пору громогласно заявлявший в телеэфире «Честь имею!», но имевший, кроме чести, и ум, и знания, и вкус, и талант.
– С автором «Калафа» довелось познакомиться лично?
– Наши попытки разыскать Соню Перльмутер не увенчались успехом – город Сумы не откликнулся, интернет ткнул нас лицом в спектакль Литературного театра «Похищенный Калаф». Но автор оказался провидцем. Пьесу о жизни 70-х годов прошлого столетия прежние идеологи наверняка сочли бы надругательством над моральными устоями советского человека. Но темы «Калафа» сегодня звучат актуально вполне. Хотелось бы понять: с чего бы так?
– Второй автор вечера одноактных пьес – Владимир Сухов. Знаковая для Калининграда фигура.
– Он был поэтом, журналистом, художником, режиссёром, сценографом, инсценировщиком, сочинителем интермедий. Он был завлитом театра кукол
и областного драматического. Он был корифеем Литературного, и потому его пьесы шли
не только в Калининградском кукольном, но и в Выборге, в Томске и где-то ещё, но только не на сцене Дворца культуры моряков. Готовя вечер памяти Володи Сухова, мы обнаружили в архиве театра его одноактные пьесы.
Владимир Сухов – поэт до мозга костей. Он остаётся им и в своих сценических экзерсисах. Я бы назвал их стихотворениями в драме. Натурализм быта его не интересует. Он поднимает своих героев, подобно демону Александра Блока, туда, «где кажется земля звездою». Но, к сожалению, калининградцы в высшей степени равнодушны к работам местных творцов. На дворе эпоха зрелищ.
Все эти библионочи, ночи в музеях говорят о кризисе культуры, о её примитивизации.
Такие «ночи» могут проводить и рестораны, и супермаркеты, и даже исправительные колонии. Какая разница, где стучать в барабаны?! Зрелище при всей своей легитимности и востребованности способно ублажить. Но не более того.
Вспоминаю свой давний разговор с Евгением Марчелли, в котором он заявил: «А нам
зритель не нужен. Мы играем для себя». А знаменитый Гордон Крэг когда-то вообще мечтал о театре, в котором живых актёров заменят марионетки. И Марчелли, и Крэг – светила, а что делать нам, простым любителям?

источник http://www.kaliningradka.ru