Главная Интересно! О фильме "Груз 200"
О фильме "Груз 200"

 

Самый скандальный и противоречивый фильм 2007 года "Груз 200" вошел в десятку лучших киноработ по версии газеты "Комсомольская правда" и стал номинантом крупнейшего российского кинофестиваля. Но вызывает он самые разные суждения...

 

КАК СДЕЛАН «ГРУЗ 200»
Конспект статьи.

Алексей Балабанов своим фильмом «Груз 200» всех обманул. И уже, наверное, пожалел об этом. Или еще пожалеет.
Он, тонкий, умный, культурный режиссер и сценарист, одними теперь воспринимается как патологический маразматик, другими – как левый анархист, третьими – как бездарность и недоумок, четвертыми – как глашатай совести или пламенный борец с пьянством и т.д.
Хорошо ли это? Нет, это нехорошо.
Очень плохо, когда в продажу поступает товар, на котором не обозначено - ни что это такое, ни как это надо понимать, ни из чего оно сделано. В наше время людей уже не надо провоцировать и подначивать, – они и так ничего не понимают. Во всяком случае, жанр фильма обязательно должен быть назван, чтобы не смеялись там, где страшно, и не зевали там, где смешно.

«Груз 200» - очень редкий по жанру фильм. И понять это можно, только прочитав сценарий.
Его жанровая и сюжетная природа восходит к малоизвестным в наше время русским народным сказкам «О барине, который страха искал». У братьев Гримм тоже есть такие сюжеты. Жил, дескать, человек, который ничего не боялся и очень хотел узнать, что такое настоящий страх. И по кладбищам ходил, и с мертвецами ночевал, ни чертей не боялся, ни самой Смерти.
Все герои фильма – из этой сказки. Не знающий страхов и сомнений барин-философ и его зеркальное повторение – фарцовщик Валера, упыри-милиционеры и живые мертвецы-алкаши, условно-служебные фигуры, изображающие власть на местах, сумасшедшая бабка-ведьма, жертва разбойников – девушка с «ангельским» именем Анжела, ее мертвый жених с неслучайной фамилией Горбунов (горбунами называли покойников, которых в старину хоронили в земле сидя, а также колдунов, вставших из могил).
И в путь наш герой отправляется в сумерках, когда нечисть выходит на волю, и дом, где происходят страхи-ужасы, стоит на отшибе, и колодец там на первом плане, и баня – традиционные места, где испокон веков нечистая сила водилась.
Так что, действие сказки просто перенесено в условно-исторический период (середина 1980-х), чтобы автору максимально обобщенно и упрощенно высказаться по поводу и тех, и этих времен, не вдаваясь подробно в реализм, психологизм и политические загогулины.
Сказочное иносказание – это и есть выражение авторской позиции.
Кабы не пили герои, чтобы «напустить на себя смелость», так и не встретились бы с нечистой силой. И на ночь глядя ехать – против народной мудрости «Утро вечера мудренее».
Девушка Анжела сама виновата. Подобно героиням средневековых баллад (в принципе, те же сказки), Бога не послушав, от чертей получает по заслугам. Это простая мораль.
А вот и более сложная. Общество, посылая солдат-героев на убой, остается и без солдат, и без героев. Самолет-челнок, забирающий живых и привозящий мертвых – очень точный художественный образ, вровень с мифическим образом челна Харона.
Оставив невесту без защиты, мертвец-десантник и общество оставляет без надежды на справедливое возмездие. И без надежды на возмещение нормального человеческого ресурса. Анжела если кого и родит в будущем - так только полного идиота, после того, что с ней случилось. Откуда сегодня берутся стада наркоманов и отморозков? Из славных 80-х. Пьяное поколение. Тоже своего рода подарочек, Груз 200…
В предыдущих фильмах Балабанова (Брат, Война) был сказочный герой – солдат, пришедший с войны и вступивший в схватку с упырями и разбойниками. Победитель. Русский Рэмбо.
В последнем фильме такого героя нет. Зло оставлено безнаказанным. Потому что никто и не зовет на помощь.
Зовет? Тогда почему, убив милиционера-упыря, женщина-мстительница не стала помогать его жертве? Кстати, в сценарии «Брата» так же была оставлена без помощи, в связанном состоянии другая девушка похожей судьбы.
Потому что это вовсе не та сказка! В сказках о бесстрашном барине обычно погибает сам герой. Потому что он получил то, чего хотел. Провалился к чертям в болото.
Балабанов напомнил нам, что сказки бывают разные. Что лекарства бывают горькие. Что синдром страха надо изживать, не отворачиваясь, а глядя на ужас во все глаза. Даже если этот ужас наполовину придуманный.
А вы как думаете?

Владимир Сухов.
17.01.2008