Главная Интересно! Григорий Лерман
Григорий Лерман

История создания герба Кёнигсберга

Григорий Лерман закончил географический факультет Калининградского государственного университета. 
Участник Литературного театра.  
В настоящее время живет в Германии. Профессионально занимается геральдикой.  

Его книга "Герб Кёнигсберга" выпущена издательством "Янтарный сказ" в 2005 году.

От автора

Цель данной работы - проследить историю появления герба Кёнигсберга, раскрыть ею загадочную символику и показать всю его неповторимую красоту. Все приведенные в книге реконструкции создавались автором этого издания на протяжении многих лет. Особую благодарность хочется высказать Сахнову Николаю Ивановичу - человеку, который многие идеи автора помог воплотить в зримые образы.

Герб Кёнигсберга

Герб Кёнигсберга - один из старейших и красивейших городских гербов Европы. Он является историческим наследием нашего города, как Кафедральный собор и слава Иммануила Канта. Показательно, что даже само слово «герб» в русском языке восходит к немецкому Еrbе - то есть «наследство».
Герб - это исторический источник, вечный нетленный документ, который понятен людям вне зависимости от их национальности и языка. Город может погибнуть и возродиться, поменять название и своих жителей, но герб закреплен за ним на века.
Старинный герб указывает на древность городских традиций конкретного поселения, на то, что место это не зря выбрано людьми и отмечено Богом.

Основатель Кёнигсберга

Основателем Кёнигсберга считается Отакар (Ottokar) Пржемысл - могущественный чешский король. 750 лет назад Отакар определил место нашему замечательному и любимому городу, это место осталось прежним, на перекрестке тех же дорог, на той же реке и под теми же звездами.
На протяжении почти 700 лет своей истории город носил гордое имя в честь своего короля. Горожане, преисполненные благодарностью к основателю и покровителю города, помещали его изображение на своих гербах.
Кто же он - славный витязь Отакар II Пржемысл? Официально он именовался - «Король Чехии, герцог Австрийский, Хорутанский, Штирский, маркграф Моравский, владыка Крайны, Марки, Хеба и Порденоне». «Король железный» и «Король золотой» - неофициально.
Отакар принадлежал к чешской королевской династии Пржемысловичей, ведущей свой род от пахаря Пржемысла и легендарной Либуше. Имя Пржемысл значит - «наперед обдумывающий, преждемыслящий, ясновидец». Предками Отакара были принявшие в IX веке крещение от преподобного Мефодия князь Брживой и княгиня Людмила (все наши Людмилы названы в честь нее). Крестил их тот самый Мефодий, который вместе с Кириллом изобрел славянскую азбуку и перевел Библию на славянский язык. Предком Отакара был и покровитель чехов - князь Вацлав Святой, живший в X веке.
Знамя св. Вацлава - «Пламенеющая Орлица» - является родовым гербом Пржемысловичей, именно с ним на щите изображен Отакар на первом городском гербе Кёнигсберга. Наряду с этим знаменем, начиная с XIII века, появляется «Чешский Лев».
Король Отакар родился в 1230 году. Как сын своего времени он получил европейское рыцарское воспитание. В 18 лет честолюбивый юноша попытался оспорить престол у своего отца короля Вацлава, но через год с ним помирился.
В 1251 году австрийские сословия избрали его герцогом. В 1252 году он вступает в династический брак с 46-летней Маргаритой Австрийской. Только после смерти отца, в 1253 году, Отакар становится королем Чехии и Моравии.
В 1254 году он возглавил крестовый поход в Пруссию, в землю язычников - самбов. Первым проповедником христианства в Пруссии был Войтек из рода Славиковичей, или святой Адальберт, который был убит пруссами. Его подвижничество стало важным побудительным мотивом для этого похода. Под началом Отакара в походе участвовали маркграф Отто Бранденбургский, магистр Тевтонского ордена Попо фон Остерна, одним из рядовых участников похода был тогда мало известный Рудольф Габсбург, будущий император Германии. В январе 1255 года 25-летний витязь Отакар во главе огромного войска от Бальги прошел по льду Вислинского залива и вступил в Самбию. Пруссы, видя столь мощную силу, сопротивления практически не оказывали и сдавались без боя. Единственное крупное столкновение произошло у замка Рудау (Мельникове). Пруссы были разбиты, и после этого большая часть знатных пруссов позволила Отакару окрестить себя. «Да не будет у тебя других богов пред лицом моим», - так сказано в Библии (Исход 20). Языческие капища горели, та же участь постигла и Твангсте, укрепление и культовое место пруссов в устье Прегеля (на месте нынешнего Дома Советов в Калининграде). Сюда на высокий овражистый берег реки и пришел Отакар по окончании похода. В том месте, где Прегель пересекал древний Янтарный путь и где языческие жрецы возносили молитвы своим богам, Отакар решил построить город, в знак основания которого «сам камень положил». Будущий город в его честь был назван Кенигсбергом. «...Оставив им чудесные королевские дары в помощь сооружения его», король вернулся в свое королевство.
Основание и сооружение города, по представлениям людей того времени, это - высший акт человеческого творения по преобразованию земли, продолжение Божественного сотворения мира. Король Отакар основал 40 городов по всей Центральной Европе, например, Ческе-Будеёвице или Циттау в Саксонии. Крупнейший из них, конечно, Кёнигсберг.
Вершиной воинской славы Отакара была блестящая победа над венграми в сражении у Крессенбруна (1260 год). Со отношение сил было неравным: 140 тысяч со стороны венгров и 100 тысяч со стороны чехов. После этой битвы половцы и татары, союзники побежденных Отакаром венгров, назвали его «Железным королем» благодаря его непобедимому железному войску. В христианских государствах Запада его называли «Золотым королем» из-за великолепия его двора и большой щедрости.
Вот свидетельство известного чешского историка В. Томка о личности Отакара: «Это был человек благородного характера, приветливый и в то же время гордый в обхождении; благочестивый и ревностный в хранении правды, защитник слабого от сильного; поклонник внешнего блеска, в силу распространенной в то время моды, но при этом и благоразумный правитель, заботливый обувеличении своих доходов и сохранении их в добром порядке, отважный в войнах, предприимчивый в целях расширения своего королевства и мудрый законодатель ради ее внутреннего возвеличения».
Отакар основывал города, строил школы, проводил дороги, покровительствовал ремеслам, науке и искусству.
В 1261 году, заботясь о престолонаследии, он разводится, по обоюдному согласию, со своей пожилой супругой. Спустя год Отакар заключает брак с прекрасной Кунигундой, дочерью русского князя Ростислава Михайловича Черниговского, который вместе со своим отцом Михаилом Всеволодовичем, князем Киевским, после нашествия татар жил в изгнании у венгерского короля Белы. Выбор Отакара не был случаен, ведь Киевский княжеский и Чешский королевский дома (Рюриковичи и Пржемысловичи) веками скрепляли свой союз брачными связями. От брака Отакара и Кунигунды был рожден сын Вацлав - наследник чешского престола.
Отакар прожил большую жизнь и за четверть века своего правления создал великую и процветающую державу. Он присоединил к коронным землям Чехии и Моравии Австрию и славянские земли к югу от Дуная - Штирию, Хорутанию и Крайну. «Железный король» мечом отстаивал созданное им в ожесточенных войнах обширное славянское государство, простиравшееся от истоков Лабы и Одры до Адриатики. Он был сильнейшим монархом Европы и главным претендентом на престол Священной Римской Империи, но немецкие князья боялись Отакара и при избрании императора его ловко обошли и выбрали незначительного графа Рудольфа Габсбурга, в свое время участвовавшего в I Прусском походе. Король отказался присягнуть новому императору, он был слишком силен, чтобы подчиняться кому бы то ни было. В результате жестокой войны (в 1276 году) Отакар потерял большую часть приобретенных земель. Условия мира были столь унизительны, что через два года он собрал новые силы и выступил против Рудольфа Габсбурга. В лютой сече у Сухих Крут в результате измены он потерпел поражение. Король сражался во главе своего войска, по словам очевидцев, «с геройским мужеством, как непобедимый лев, рассыпая громовые удары». Отакар дрался до конца, был ранен, окружен неприятелем и обезоружен. Против всех рыцарских правил «Золотой король» был убит. Он умер от полученных им семнадцати ран. «Сорвав с него одеяния, они ругались над мертвецом». Король «погиб, как олень, загнанный сворой псов» (из немецкой рыцарской баллады).
Похоронен Отакар в Праге в соборе Святого Витта.
Для истории Чехии Отакар оставался одинокой путеводной звездой, его мечта о независимой Чехии осуществилась лишь в XX веке, после падения династии Габсбургов и распада Австро-Венгрии. Драматическая судьба Отакара и его трагический конец много раз разыгрывались на сцене, в частности, в замечательной поэтической трагедии австрийского драматурга Франца Грильпарцера «Счастье и смерть короля Отакара», написанной им в 1823 году. Много лет не сходила пьеса и со сцены кёнигсбергского театра.
Во всех основанных Отакаром городах живет память о нем. В нашем городе единственное, что напоминает о короле, - это его статуя, созданная в 1852 году скульптором Вильгельмом Штюрмером. Статуя установлена на Королевских воротах.

Кёнигсбергское трехградье

Под защитой мощных стен Кёнигсбергского замка постепенно возникают три города. Сначала, 28 февраля 1286 года, ландмейстер Конрад фон Тирберг вручает грамоту о городских правах Альтштадту Кёнигсбергу, затем, 27 мая 1300 года, комтуром Кёнигсберга Бартольдом Брюхавеном дарованы права городу Нойштадту, возникшему у замковых стен (позднее город получил имя Лёбенихт (Липник), и наконец 5 апреля 1327 года от Великого магистра Вернера фон Орзельна грамоту о городских привилегиях получает город Книпав (Книпаб), позднее названный Кнайпхофом. Каждый город обладал своей печатью и гербом. Уже на первых знаках орденского замка Кенигсберг (первая печать датируется 1262 годом) помещается изображение юного Отакара, сидящего на троне.
Когда в XIV веке появляются европейские городские гербы, то на первой печати Альтштадта Кёнигсберга, известной с 1360 года, помещается изображение витязя Отакара на коне, во всю стать, со щитом и со скипетром. Позже печать украшается узором (дамасцировкой) в виде решетки с точками. К XV веку появляется малая печать Альтштадта, на которой был изображен крест под короной. Первая печать с этим изображением датируется 1454 годом. Со временем она и становится главным городским гербом. В Грюнвальдской битве у Тевтонского ордена было захвачено 51 знамя. Они были вывешены в Кафедральном соборе Кракова в качестве военных трофеев. После 1603 года судьба их неизвестна, но в 1448 I году художник Станислав Дуринк подробно изобразил эти знамена, а польский хронист Ян Длугош составил их описания в рукописи «Banderia Prutenorum» - «Знамена Пруссии». К Кенигсбергу у Длугоша относятся два знамени. Одно с чешским львом (видимо, как знаком Отакара Пржемысла) и крестом (знаком Ордена) - это знамя принадлежало комтуру замка Кёнигсберг.
Другое знамя - горожан Кёнигсберга, - где приводится красно-белое изображение с короной и крестом. Здесь обращает на себя внимание латинское написание города Crolowgrod (Королевград).
Герб с витязем Отакаром, на некоторое время забытый, возрождается в 1809 году в центре большого герба Кёнигсберга. Затем на протяжении XIX века мы встречаем его на видах города. В гербовнике Зибмахера от 1605 года, откуда он перекочевал на гравюры с видами Кёнигсберга 1613 и 1632 годов, в качестве городского герба приводится головной портрет коронованного Отакара. Хотя, по мнению всех историков-геральдиков, этот герб является неправильным и случайным.
В знак благодарности за основание города и как символ королевского заступничества корона Отакара с XIV века сияет во всех гербах кёнигсбергского трехградья. Абсолютно справедливо, что важнейший из них - городской герб XIV века - вошел в современный герб Калининграда.
Остановимся подробнее на символике и истории трех исторических гербов Кёнигсберга.

Герб Альтштадта

Герб выглядит так: пересеченный щит, в верхнем серебряном поле которого расположена красная корона, в нижнем красном поле - серебряный крест. Этот герб известен в качестве малой печати Альтштадта с середины XV века. Печать Альтштадта впервые датируется 19 июня 1454 года. Документ, к которому была прикреплена эта печать, сохранился - это письмо, где говорится о том, что патриции и поместные дворяне кёнигсбергской земли присягают на верность королю Польши Казимиру. Под этим письмом можно увидеть печати всех трех городов.
Происхождение этого герба неизвестно. Возможно, что малая печать Альтштадта включила в себя корону и крест со щита Отакара на большой печати. В древнем гербе мы видим червленую корону основателя города короля Отакара и равноконечный серебряный крест - знак чистоты и света христианства, крест принявших крещение пруссов, демонстрирующий духовное торжество новой веры. Красный и белый - характерное для Балтики сочетание. Это цвета ганзейских флагов и цвета Чехии, выходцем откуда был король Отакар II Пржемысл.
Красный - это цвет поля брани и вечной жизни, белый - цвет мудрости.
В этом гербе выражена душа города. Корона - символ власти и самоуправления. Крест - символ христианского духа его граждан и божественный оберег.
Великолепное и лаконичное сочетание этих величественных и ярких образов из арсенала гербовой символики очень зрелищно и несет высокую и мощную энергетику. В этом знаке заключаются путь к совершенству, гармония власти (корона) и духа граждан (крест).
О том, что кресты на гербе Кёнигсберга взяты с герба Тевтонского ордена, суверена города в то время, никакие источники однозначно не сообщают. Тем более что орденские кресты были черными, а кёнигсбергский - серебряный (белый). Все это в равной степени относится к гербам городов Эльбинга, Данцига, Мариенвердера и Старгарда. Однако связь с символикой герба Тевтонского ордена представляется все-таки очень вероятной. Взять хотя бы монеты, которые чеканил Орден: на них мы видим почти такой же крест, как на печати Альтштадта Кёнигсберга.
Особый интерес для нас представляют полные варианты гербов. Это образцы великолепной геральдики Кёнигсберга эпохи барокко. Они помогают понять и раскрыть внутренний символизм гербов.
На известной гравюре Кёнигсберга Иоганна Фогеля 1684 г. приводится изображение полного герба Альтштадта Кёнигсберга со шлемом и двумя фигурами диких людей, вооруженных рогатинами. Подобные фигуры в качестве гербодержцев не являются редкостью в геральдике Европы, но в каждом конкретном случае они символизируют свою языческую историю и имеют свой акцент и местную привязку: германскую, славянскую, кельтскую. В данном случае это древние пруссы. В качестве рогатин они держат выкорчеванные дубы, что в сочетании с крестом герба показывает их отход от язычества и переход к новой духовности христианства.
В XVII веке к гербу прибавились щитодержатели: два царственных льва, стоящих на задних лапах. Их пластическим выражением можно считать львов у здания Биржи, созданных скульптором Эмилем Хундризером в 1875 году. Левый зверь держит пустой щит, на котором до 70-х гг. XX века красовался герб Кёнигсберга. У другого льва на щите был парусник кёнигсбергских купцов.

Герб Кнайпхофа

Время появления этого герба - XIV век. Печать Кнайпхофа впервые датируется 1383 годом. На этой печати город назван на латыни «Novo Konigsberk».
Это самый таинственный и загадочный из гербов Кёнигсберга.
Герб выглядит так: в изумрудном поле рука в лазоревом одеянии, возникающая из волнистой оконечности. Рука держит золотую корону и сопровождается по сторонам золотыми охотничьими рожками. Таким образом показаны географическое положение города-острова, обязанного своим процветанием торговле, и его древняя история, уходящая своими корнями глубоко в прошлое. В этом гербе выражена изначальная святость места, где расположен город Кёнигсберг. Рука издавна означает дерево: дерево мироздания, дерево жизни, а на этом гербе она символизирует священный дуб с кроной-короной, которому поклонялись пруссы. Два рога по сторонам от руки также имеют символическое значение. Рог - атрибут священнослужения у древних пруссов, прусские жрецы наполняли его медом, молоком или пивом во время ритуального действа. Они окропляли жидкостью находившихся вокруг соплеменников и молились вместе о ниспослании им добра и удачи. Каменные изваяния, расставленные вдоль границ прусского влияния, изображаются с таким же рогом в руке. Рог - это знак могущества древних богов и правителей, символ крепости, славы и мужской силы. Рог также атрибут охоты, которой были славны здешние места.
Рука, подающая корону в гербе Кнайпхофа, одета в голубое. Стоит отметить, что в гербе древних пруссов из рукописи Георгия Мельмана (1552 год) три главных бога прусского пантеона одеты также в голубые одежды. На известной гравюре Кёнигсберга Фридриха Вернера 1740 года приводится герб Кнайпхофа с изображением дерева, произрастающего из земли и сопровождаемого рожками.
В XVII веке герб стали держать два медведя. Эти медведи, выполненные в камне скульптором Ионасом в 1697 году, украшали вход в кнайпхофскую ратушу. Они чудом сохранились до наших дней и сегодня находятся на острове Кнайпхоф в Кафедральном соборе. Властный лев был символическим зверем Альтштадта, а сладкоежка медведь - Кнайпхофа. Здесь уместно вспомнить, что в старом Кёнигсберге говорили: «В Альтштадте - власть, в Кнайпхофе - сласть», то есть роскошь и развлечения. Герб Кнайпхофа, начиная с XVII века, часто сопровождает русалка или сирена. Это связано с водной сутью кнайпхофского герба. Для реконструкции представляется интересным герб, изображенный в картуше карты-вида Кнайпхофа, выпущенной к юбилею Кёнигсбергского университета в 1844 году. Двухвостая русалка держит герб с торчащей из воды рукой, элегантно обвив его своими хвостами. Русалка является скорее всего персонификацией реки Прегель. Два хвоста могут символизировать два рукава реки.
Что касается сирены, то она изображена на большом гербе Кнайпхофа на гравюре Фогеля. На гравюре сирена - девушка с закрученным в кольцо хвостом - восседает на гербовом щите, а два медведя, стоящие на лужайке, прочно держат сам герб. Это же создание служит флюгером на шпиле Кафедрального собора на острове Кнайпхоф. Видимо, считается, что здесь сирена приручена и служит людям.
Существует также предание, что рука с кнайпхофского герба принадлежит легендарному сапожнику Гансу Загану, спасшему войско Ордена от разгрома литовцами под Рудау в 1370 году. Он поднял упавшее воинское знамя, и дрогнувшее войско вновь ринулось сражаться – враг был разбит, покинув поле боя. Честь Ордена была спасена. А так как сапожник этот носил голубую рубаху, то и рука в гербе тоже в голубом рукаве. Герой Кёнигсберга даже изображен на печати Кнайпхофа XVI века в качестве гербодержца, где он держит спасенное им знамя. Надо сказать, что в честь этого события в день Вознесения Христова ежегодно все жители Кнайпхофа приглашались на банкет в замок, где ели и пили всласть.

Герб Лёбенихта

Первая печать с гербом Лёбенихта относится к 1416 году. Происхождение этого герба неизвестно. Герб выглядит так: в лазоревом поле расположена золотая корона, сверху и снизу - золотые шестиконечные звезды. С начала XX века звезды стали серебряными. Изображаемая в гербе корона Отакара является одновременно и символом города. Фон, на котором она изображена, символизирует утреннее небо. В этом гербе выражены вечность и высокое предназначение города. Гербодержцами лёбенихтского герба служат два ангела. Звезды в нем сулят удачу. Их форма, количество лучей и цвет принципиального значения не имеют. Несомненно, что именно этими кёнигсбергскими звездами восторгался один из самых достойных наших сограждан Иммануил Кант, никогда не покидавший родного города. Его слова, как и прежде, можно прочитать на памятной доске в Калининграде: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо над головой и моральный закон во мне». Эти же звезды, символизирующие мудрость, помещены в личном гербе философа. Герб выглядит так: щит пересечен, в верхнем лазоревом поле восходящее золотое солнце, внизу, в шахматном порядке, в три ряда по пять в каждом, расположены серебряные и красные квадраты; шлем увенчан короной и справа лазоревым наметом, подбитым золотом, а слева красным наметом, подбитым серебром; между раскрытыми лазоревыми крыльями три (2:1) шестиконечные золотые звезды.

Герб объединенного Кёнигсберга

Когда мы говорим о гербе Кёнигсберга, мы имеем в виду, прежде всего, три гербовых щита кенигсбергского трехградья. Королевским указом в 1724 году города объединились. И гербы их были также плотно соединены друг с другом в особой последовательности. Над ними простер крылья дарованный городу королем Фридрихом Вильгельмом I прусский орел, на груди которого помещаются королевская монограмма «FWR» и герцогская корона. Голова орла увенчана королевской короной. Крылья украшены золотым стеблем клевера. Герб 1724 года является самым известным и значительным среди своих геральдических собратьев. Интересным представляется факт замены прусского орла на русского во время Семилетней войны, когда город находился с 1758 по 1762 годы под российским управлением. Штемпель с печатью с таким изображением был изготовлен из латуни и всегда имелся в наличии и сохранялся в Кёнигсберге. При реконструкции этого герба использовался в качестве образца орел с печати императрицы Елизаветы Петровны. Короны соединены голубой Андреевской лентой.
Во время наполеоновской оккупации в период проведения государственных и городских реформ в 1809 году было принято Городское уложение и созданы новые печать и герб Кёнигсберга. Герб выглядел так: в центре большого девятичастного герба помещен первый городской герб с королем Отакаром. Вокруг него – гербы городских районов. Верхний ряд – гербы городов Альтштадта, Лёбенихта и Кнайпхофа. Остальные пять гербовых щитов принадлежали княжеским слободкам (фрайхайтам). Герцогами и Великим курфюрстом Фридрихом Вильгельмом этим предместьям были дарованы определенные городские права и свободы. С 1724 года они утратили свою независимость и превратились в городские районы в едином Кенигсберге.
Первый из упомянутых пяти гербовых щитов - герб Трагхайма (печать его суда известна с 1577 года), представляющий коричневую голову оленя на голубом поле, расположенную между двух елей.
Герб Закхайма (печать суда появляется в 1578 году) - в голубом поле Агнец Божий с красной хоругвью.
Герб Ближнего Россгартена (печать суда известна с 1576 года) - на зеленом поле белая лошадь, обращенная влево. (RоЯ по-немецки - «конь», Garten – «сад».) Первоначально на печати лошадь была представлена пасущейся.
Герб Дальнего Россгартена (печать суда известна с 1596 года) - на зеленом поле черный бык. Оба россгартенских герба и герб Трагхайма связаны с народной символикой, уходящей корнями в прусское язычество.
Девятым является герб Нойе-Зорге (печать суда известна с 1662 года) - в серебряном поле рука, выходящая из возникающего в оконечности слева лазоревого облака и держащая угольник между двух человеческих глаз. Рука в облаке - это проявление Божественной активности, она дает нам угольник - символ закона, совести и чести, человек же - постигает и размышляет.
Интересно, что в это же время в XVI веке были построены знаменитые кёнигсбергские амбары, называемые «Медведь», «Бык» и «Жеребец». Каждый из них находился под соответствующей эмблемой.
Как городской герб этот девятичастный герб уникален, геральдически прекрасен. В начале XIX века он украшался классическим дубовым венком. В конце столетия герб покрывается пурпурной княжеской мантией, подложенной серебром. Так он изображен на обложке книги Армштедта и Фишера «Краеведение Кёнигсберга», вышедшей в 1895 году. К сожалению, в этом гербе было допущено много неточностей, поэтому он часто подвергался критике и не был популярен в народе. Считалось, например, что герб Альтштадта в нем представлен дважды и что вместо него следовало бы изобразить герб альтштадтского Штайндамма, с аллегорическим изображением Юстиции.
Следует указать, что в XIX веке наиболее часто употреблялся трехчастный городской герб из не слившихся воедино гербов прежнего кёнигсбергского трехградья, своим плотным расположением показывающих единое состояние города. В 1906 году снова вводится в употребление герб с коронованным Прусским орлом.
После установления в Германии республиканской власти в гербовнике Хуппа, изданном в 1925 году в виде почтовых марок с изображениями гербов, появляется элегантный герб Кёнигсберга со слившимися воедино на одном гербовом щите тремя гербами Кёнигсберга. Но уже в это время и позже мы довольно часто видим примеры использования только одного герба - Крест под короной - в качестве символа Кёнигсберга.
Любой древний герб должен привлекать наше внимание, заставлять работать воображение. Пытаясь проникнуть в суть герба, мы путешествуем в прошлое, постигаем возвышенную глубину составляющих его знаков и символов. Если мысленно расположить гербы Кёнигсберга по вертикали - герб Кнайпхофа, Альтштадта, Лёбенихта, - нам открывается уменьшенная модель мироздания, в ней указывается путь к совершенству и высокое предназначение города. Это путь вверх от воды к звездам. Движение короны, присутствующей во всех трех гербах, происходит от темных глубин Кнайпхофа, от прежних языческих богов, через серебряный крест Альтштадта к звездному небу Лёбенихта, от кумиропоклонного дерева через крест к небу, от низкого язычества к высотам христианства, от диких прусских медведей Кнайпхофа к царственным и благородным христианским львам Альтштадта, к парящим надо всем небесным ангелам Лёбенихта.
Прекрасным образцом геральдики эпохи прусского Ренессанса является так называемый герб древних пруссов. Он приводится в различных вариациях, относящихся к XVI веку. Для реконструкции автором использован герб, приводимый на титульном листе рукописи Маттэума Вайселиума 1599 года. Этот герб помогает нам понять символику и смысл герба Альтштадта Кёнигсберга Крест под короной. В гербе показан духовный дуализм прусского общества, его устройство. Верхняя золотая корона - это светская власть вождя, а нижняя перевернутая - это сакральная власть верховного жреца Криве. Первым прусским жрецом был Брутен, а вождем - его брат Видевут. Аллегорические ангелы несомненно связаны с этими легендарными братьями. Второй, серьезный, ангел перетягивает на свою сторону лавровый венец, тем самым показывая духовную победу жречества над светской властью, произошедшую в Пруссии.
Для реконструкции брались все разновидности гербов Кёнигсберга, на форму, стиль которых часто влияла эпоха.

Геральдическая связь с Россией

Крест под короной, в первую очередь, а также дуб и звезды - эти столь знакомые нам фигуры кёнигсбергского герба - составляют основу гербов знатнейших родов России - Шереметевых, Боборыкиных, Колычевых, Яковлевых, Сухово-Кобылиных и многих других. Все они носят в гербах следы своего благородного происхождения от легендарного прусского владетеля Гланды Камбилы Дивоновича, потомка Видевута, прибывшего в XIII веке на Русь со множеством людей. Корона изображена в знак происхождения от королей-пруссов. Кресты - обращение Камбилы и его потомков в христианскую веру. Дуб напоминает о кумиропоклонении, которое совершали под ним в древности прусские владетели. Это священный дуб возле города Хайлигенбайля. Графы Шереметевы сообщали в Герольдию: «Герб сей употребляется городом Гданьском и не во многом разнствует от кёнигсбергского...» Собственно герб Кёнигсберга использовала в XVIII веке дворянская ветвь Шереметевых.
От Гланды Камбилы, прусского вождя, сына Дивона, о котором упоминает орденский хронист Петр из Дусбурга, пошел и царский род Романовых, однако герб их стоит особняком.
Многие представители русской знати имели других легендарных предков, «выходцев из прусс», в разное время выехавших из Пруссии на Русь, что отражено в их родовых гербах. Это, к примеру, Кутузовы, Салтыковы, Морозовы, Пушкины.

Герб - хранитель исторической памяти, более надежный порой, чем человеческое предание. Под одним гербом объединяются люди разных культур и разных взглядов. Поэтому так важно сохранить древние исторические гербы Восточной Пруссии и объяснить добрый смысл их символики.